90 лет со дня рождения Клода Шаброля
«Я буду снимать кино, пока хочу его снимать. Однажды, возможно, мне это наскучит, но до сих пор не наскучило. […] Если такое случится, я остановлюсь; потом начну снова — если захочется.»
Клод Шаброль. Февраль 1992 год
Сегодня, 24 июня, исполняется 90 лет со дня рождения режиссера, стоявшего у истоков французской новой волны, мастера триллера, соратника Годара, Трюффо и Ромера по журналу Кайе дю Синема и одного из наиболее продуктивных режиссеров XX века — Клода Шаброля.
1930—1957 гг.: Молодые годы и карьера журналиста
Клод Анри Жан Шаброль родился 24 июня 1930 года в Сардане, Франция, сельской коммуне в 250 километрах к югу от Парижа. Шаброль говорил, что всегда ощущал себя сельским жителем, и никогда не чувствовал себя парижанином. Отец и дед Шаброля были фармацевтами, и предполагалось, что он продолжит семейное дело. Но ещё ребёнком Шаброля «поглотил демон кино», и с 12 до 14 лет в Сардане он постоянно бегал в сарай, в котором располагался киноклуб. В этот период у него возникла страсть к триллеру, детективу и другим жанрам массовой культуры.
После Второй мировой войны Шаброль переехал в Париж, чтобы изучать фармакологию и литературу в Сорбонне, где получил степень лицензиата. В некоторых биографиях указывается, что Шаброль недолгое время изучал право и политические науки в Свободной школе политических наук. В Париже Шаброль вошёл в послевоенный круг любителей кино, он посещал Французскую синематеку Анри Ланглуа и Киноклуб в Латинском квартале, где познакомился с Эриком Ромером, Жаком Риветтом, Жаном-Люком Годаром, Франсуа Трюффо и другими будущими журналистами «Кайе дю синема», ставшими впоследствии ведущими режиссёрами Французской новой волны. После завершения учёбы Шаброль прошёл обязательную военную службу во французских медицинских войсках в Германии, дослужившись до звания сержанта. Шаброль утверждал, что во время службы в армии работал киномехаником. После увольнения Шаброль вернулся в качестве штатного автора в «Кайе дю синема», который в то время бросил вызов тогдашним французским фильмам, и стал продвигать концепцию авторского кино. В качестве кинокритика Шаброль выступал за реализм в морали и эстетике, мизансцену и съёмку с глубоким фокусом, что, по его словам, «сближает зрителя с создаваемым образом» и способствует «более активному внутреннему участию зрителя и более позитивному отношению с его стороны к происходящему действию» В этот период Шаброль также писал статьи в журнал «Артс». К числу наиболее известных статей Шаброля относятся исследование на тему жанрового кино «Маленькие темы», а также «Эволюция детективных фильмов».
В 1955 году Шаброль недолгое время работал в рекламном отделе французского офиса кинокомпании «XX век Фокс», где его охарактеризовали как «худшего пресс-атташе, которого они когда-либо видели». Он был заменен на Жана-Люка Годара, который, по их словам, оказался ещё хуже. В 1956 году Шаброль участвовал в финансировании короткометражного фильма Жака Риветта «Шах и мат», а в 1958 году помог финансировать короткометражный фильм Эрика Ромера «Вероника и лентяй». В отличие от своих будущих партнёров по Новой волне, Шаброль не снял ни одного короткометражного фильма и никогда не работал ассистентом у других режиссёров. В 1957 году Шаброль и Ромер совместно написали ээсе «Хичкок», в котором исследовали творчество режиссёра Альфреда Хичкока вплоть до фильма «Не тот человек». Шаброль говорил, что Ромер внёс больший вклад в книгу, а он главным образом работал над разделами, посвящёнными ранним британским фильмам Хичкока, а также картинам «Дурная слава», «Страх сцены» и «Ребекка». В 1954 году Шаброль вместе с Франсуа Трюффо брал интервью у Хичкока на съёмочной площадке фильма «Поймать вора», где произошёл известный случай, когда они от восхищения перед Хичкоком наступили в бак с водой. Многие годы спустя, когда Шаброль и Трюффо уже стали успешными режиссёрами, Хичкок сказал Трюффо, что всегда думал о них, когда смотрел на «кубики льда в стакане виски».
1957—1967 гг.: Начало кинокарьеры
Наиболее плодовитый среди основных режиссёров Новой волны, Шаброль снимал примерно по одному фильму в год, начиная с 1958 года и вплоть до своей смерти. Его самые ранние фильмы (приблизительно с 1958 по 1963 год) обычно относят к Новой волне, их отличает характерный для этого направления экспериментальный подход. Более поздние из его фильмов начального периода обычно характеризуются как сознательно коммерческие и значительно менее экспериментальные. В середине 1960-х годов Шабролю было трудно получить финансирование для своих фильмов, и потому он снял серию коммерческой «халтуры» и пародий на шпионские фильмы, чего никогда не делал ни один другой режиссёр Новой волны.
Фильмы Новой волны
В 1952 году Шаброль женился, а в 1957 году его жена получила в наследство большую сумму денег. В декабре того же года на эти деньги Шаброль поставил свой дебютный фильм «Красавчик Серж». Шаброль снимал его в течение трёх месяцев в своём родном городке Сардан с небольшой киногруппой и малоизвестными актёрами. Бюджет фильма составил 85 тысяч долларов. Главные роли двух школьных приятелей исполнили Жан-Клод Бриали (Франсуа) и Жерар Блен (Серж).
«Красавчик Серж» считается первым фильмом движения Французской новой волны, которое достигнет своего пика в 1959-1962 годах. Шаброль был первым среди своих друзей, кому удалось снять полнометражный фильм (хотя Жак Риветт в том же году начал снимать картину «Париж принадлежит нам»). «Красавчик Серж» мгновенно получил восхищённые отзывы критики и коммерческий успех. Фильм завоевал Гран-при кинофестиваля в Локарно и Приз Жана Виго. Критики обратили внимание на сходство приёмов Шаброля с фильмами Хичкока, в частности, на мотивы повторения ситуаций и событий, а также «католического переноса вины», о чём Шаброль много писал в книге о режиссёре годом ранее. Шаброль утверждал, что сделал этот фильм как «прощание с католицизмом», многие критики отмечали, что его первый фильм сильно отличается от всех его последующих работ.
Вслед за первым успехом Шаброль сразу же снял фильм «Кузены» в 1958 году. Фильм как бы возвращает зрителя к «Красавчику Сержу» и во многих смыслах дополняет его. Ещё более, чем в первом фильме, в картине «Кузены» проявились многие черты, которые в дальнейшем будут рассматриваться как «шабролевские», среди них заметное влияние Хичкока, критическое изображение французского буржуазного класса, показ персонажей с неоднозначными мотивами и почти обязательное убийство. Это был также первый фильм Шаброля, сценарий которого он написал со своим многолетним партнёром Полем Жегоффом, о котором Шаброль однажды сказал «когда мне нужна жестокость, я иду на поиски Жегоффа. Поль очень хорош в придании задора, в оживлении… Он может сделать персонаж абсолютно смешным и буквально через две секунды — вызывающим ненависть» «Кузены» также добился коммерческого успеха во Франции и завоевал Золотого медведя на девятом Берлинском международном кинофестивале.
На прибыль от первых двух фильмов Шаброль создал продюсерскую компанию AJYM и начал финансировать фильмы многих своих друзей. AJYN помогла профинансировать первый полнометражный фильм Эрика Ромера «Знак Льва», частично профинансировала фильм Риветта «Париж принадлежит нам», и фильмы Филиппа де Брока «Любовные игры» и «Весельчак». Он также передал неиспользованную плёнку, оставшуюся после съёмок «Кузенов» Риветту для завершения работы над фильмом «Париж принадлежит нам». Шаброль был также техническим ассистентом Жана-Люка Годара при съёмках его дебютного полнометражного фильма «На последнем дыхании» и сыграл небольшие роли в фильмах многих своих друзей, а также в своих собственных ранних фильмах. За его помощь в начале карьер столь многих своих друзей, Шаброля часто называли «крёстным отцом Французской новой волны», хотя некоторые исследования не замечают его вклад и вообще не считают Шаброля заметной фигурой Новой волны.
После двух коммерческих удач подряд, весной 1959 года Шаброль получил большой бюджет для съёмок своего первого цветного фильма «Двойной поворот ключа». Главные роли двух социальных аутсайдеров, пытающихся проникнуть во французскую буржуазную среду, сыграли Жан-Поль Бельмондо и Антонелла Луалди. Фильм разочаровал как в прокате, так и критиков, в частности, Рой Армс критиковал его «за недостаточность чувств Шаброля по отношению к его героям и любовь к переигрыванию».
В 1960 году Шаброль снял то, что многие критики считают его лучшим фильмом — «Милашки». В фильме снялись Бернадетт Лафон, Клотильд Жоано, Стефан Одран и Люсиль Сен-Симон в ролях четырёх парижских продавщиц магазинчика промтоваров, каждая из которых мечтает сбежать от своей заурядной жизни, с различными последствиями для каждой из девушек. Большинство критиков высоко оценило фильм, в частности, Робин Вуд и Джеймс Монако. Однако некоторые левые критики, не довольные изображением Шабролем рабочего класса, обвиняли его в том, что он насмехается над их образом жизни. Фильм стал ещё одним кассовым разочарованием для Шаброля.
За ним последовали ещё два финансово неудачных фильма, которые Шаброль, по его собственному признанию, делал чисто по «коммерческим причинам». «Ухажёры» был сделан в 1960 году, и сам Шаброль его ненавидел. «Око лукавого», который снимался в Мюнхене и вышел в 1961 году, получил более позитивные отзывы. Хотя она появлялась в нескольких фильмах Шаброля и ранее в ролях второго плана, в «Око лукавого» Стефан Одран впервые сыграла у него главную женскую роль. В 1964 году они поженились и работали вместе вплоть до конца 1970-х годов.
В 1962 году Шаброль поставил «Офелию», свободную интерпретацию на тему «Гамлета», которая вновь стала кассовым разочарованием. Об этой картине Шаброль как-то сказал: «Я недавно пересмотрел „Офелию“, и она по-прежнему осталась отвратительной».
Чуть позже в том же году скромного успеха добился фильм «Ландрю», сценарий которого был написан Франсуазой Саган, а в главных ролях сыграли Шарль Деннер, Мишель Морган, Даниель Дарье и Хильдегард Кнеф. В фильме рассказана история знаменитого французского серийного убийцы Анри Дезире Ландрю, та же история в своё время вдохновила Чарли Чаплина на создание фильма «Месье Верду».
Творческий спад
С 1964 по 1967 год Шаброль снял шесть фильмов, большинство из которых стали катастрофой как по мнению критики, так и в прокате, и этот период считается худшим в его карьере. Четыре фильма были сняты в популярном в то время жанре шпионских пародий, среди них «Тигр любит свежее мясо» и «Тигр душится динамитом» . Шаброль говорил: «Я люблю дойти до абсолютной границы принципов… В такой чепухе и чуши, как серия про Тигра, я действительно хотел достичь полной чуши. Это чушь, хорошо, давайте погрузимся в неё по самую шею».
В 1965 году вышла ещё одна шпионская пародия «Мари Шанталь против доктора Ха», а в 1967 году — «Дорога в Коринф», которые отличалась от фильмов про Тигра в лучшую сторону только благодаря тому, что главные роли в них исполнили две харизматичные красавицы — Мари Лафоре и Джин Сиберг соответственно.
Несколько более удачным был классический детектив «Скандал», построенный вокруг убийств, связанных с семьёй владельцев популярной марки шампанского. Главные роли в картине исполнили Энтони Перкинс и Морис Роне, удостоенный за игру в этом фильме приза как лучший актёр на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Однако наиболее удачной работой Шаброля этого периода, стал военный фильм «Демаркационная линия» с участием Джин Сиберг и Мориса Роне, в котором режиссёр показал весьма неоднозначную картину французской провинции в период немецкой оккупации, где простые французы были представлены не только борцами сопротивления, но и равнодушными мещанами, корыстными коллаборационистами и даже предателями. В 1965 году Шаброль также внес вклад в коллективный фильм режиссёров Новой волны «Париж глазами…» своим эпизодом «Псарня». Шаброль и Стефан Одран исполнили в нём главные роли пары среднего возраста, пытающейся справиться со своей бунтующей дочерью-подростком.
1968—1978 гг.: Фильмы «Золотого периода»
В 1968 году Шаброль начал работать с кинопродюсером Андре Женове, создав серию высоко оценённых критикой фильмов, этот период в его творчестве позднее был назван «золотым». Действие этих фильмов практически всегда происходило в буржуазной среде, а сюжет так или иначе строился вокруг убийства или убийств. В отличие от его ранних фильмов, главными действующими лицами здесь были люди среднего возраста. В этот период Шаброль часто работал с одними и теми же людьми, среди них актёры Стефан Одран и Мишель Буке, кинооператор Жан Рабье, монтажёр Жак Гайар, звукотехник Ги Шишиньо, композитор Пьер Жансен, художник Ги Литтайе, а также продюсер Женове и сценарист Поль Жегофф.
В 1968 году Шаброль создал один из своих наиболее высоко оценённых критикой фильмов «Лани». Критика высоко оценила фильм, который также имел и большой кассовый успех. За работу в этом фильме Одран как лучшая актриса была удостоена приза Серебряный медведь Берлинского международного кинофестиваля.
Вслед за ним последовала не менее успешная картина «Неверная жена». Последним фильмом Шаброля 1960-х годов стал «Пусть зверь умрёт», вышедший в 1969 году.
В 1970 году Шаброль поставил одну из своих лучших работ — криминально-психологический триллер «Мясник». Французская газета «Фигаро» назвала эту картину «лучшим французским фильмом после освобождения». За работу в этом фильме в 1970 году Стефан Одран была удостоена приза лучшей актрисе на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, а в 1973 году была номинирована на премию БАФТА.
В 1971 года выходит драма «Перед тем, как опустится ночь».
Следующий фильм Шаброля «Чудовищная декада» был довольно обычным детективом, поставленным по роману американского автора Эллери Куинна. Несмотря на участие в картине таких звёзд, как Орсон Уэллс, Энтони Перкинс и Мишель Пикколи, критика приняла фильм весьма прохладно. Такой же приём ожидал и следующую картину Шаброля, комедию «Доктор Пополь» с Жаном-Полем Бельмондо и Мией Фэрроу в главных ролях. Критики сравнивали этот фильм в неблагоприятном свете с его более ранней картиной «Ландрю». Критик Жак Силье сказал, что «новаторство» «Доктора Пополя» заключается в импровизации при изложении криминальной истории".
В 1973 году Шаброль поставил криминально-психологический триллер «Кровавая свадьба», в котором впервые затронул политические проблемы. Весной 1973 года французское правительство запретило фильм на один месяц, предположительно, чтобы он не мог повлиять на решение присяжных по одному скандальному криминальному процессу.
Шаброль продолжил разработку политической темы с фильмом «Нада». Это был первый фильм Шаброля после «Красавчика Сержа», действие которого происходит не в буржуазной среде.
В 1975 году Шаброль вернулся в привычную буржуазную среду с картиной «Вечеринка удовольствий», трагедией счастливой и обеспеченной семьи, вызванной неконтролируемой ревностью мужа.
Шаброль завершил свой «Золотой период» в 1978 году одним из своих самых восхитительных и самых спорных фильмов «Виолетта Нозьёр». Фильм вызвал споры во Франции, но получил широкое признание за рубежом. За работу в этом фильме Шаброль получил главный приз кинофестиваля в Чикаго.
В 80-е годы Шаброль начал делать фильмы для телевидения. Сериал «Секретные файлы инспектора Лавардена», появившийся на телеэкранах в 1988 году, пользовался большой популярностью у зрителей. В числе телефильмов режиссера биографии обожаемых им композиторов Ференца Листа и Сергея Прокофьева. Последним творением Шаброля стали две новеллы для многосерийного цикла «Век Мопассана. Повести и рассказы XIX столетия».
Режиссер ушел из жизни 12 сентября 2010 года в Париже, оставив после себя богатейшее наследие, на изучение которого может понадобится даже больше времени, нежели было затрачено на его создание.
Фильмография
Режиссерские работы:
Век Мопассана. Повести и рассказы XIX столетия (сериал, 2009 – 2010)
Инспектор Беллами (2008)
Одна девушка на двоих (2007)
Новеллы Ги Де Мопассана (сериал, 2007 – ...)
Комедия власти (2005)
Подружка невесты (2004)
Цветок зла (2003)
Опасные (сериал, 2000)
Спасибо за шоколад (2000)
В сердце лжи (1998)
Ставки сделаны (1997)
Церемония (1995)
Ад (1993)
Око Виши (1993)
Бетти (1992)
Мадам Бовари (1991)
Король рекламы (1991)
Доктор М (1990)
Тихие дни в Клиши (1990)
Тайные досье инспектора Лавардена (сериал, 1988)
Женское дело (1988)
Крик совы (1987)
Маски (1987)
Инспектор Лаварден (1986)
Цыпленок под уксусом (1985)
Чужой кровью (1984)
М. проклятый (ТВ, 1982)
Пляска смерти (ТВ, 1982)
Призраки шляпника (1982)
Избирательное сходство (ТВ, 1982)
Необычные истории (сериал, 1981)
Конь гордыни (1980)
Фантомас (мини-сериал, 1979)
Cyprien Katsaris (ТВ, 1979)
Виолетта Нозьер (1978)
Госпожа следователь (сериал, 1978)
Кровные узы (1977)
Алиса, или Последний побег (1976)
Буржуазные причуды (1976)
Волшебники (1976)
Невинные с грязными руками (1975)
Вечеринка удовольствий (1974)
Необычные истории (сериал, 1974 – ...)
Нада (1974)
Nouvelles d'Henry James (сериал, 1974 – ...)
Кровавое распутство (1973)
Высокие каблучки (1972)
Чудовищная декада (1971)
Перед тем, как опустится ночь (1971)
Послушницы (1970)
Разрыв (1970)
Мясник (1969)
Пусть зверь умрет (1969)
Неверная жена (1968)
Лани (1968)
Дорога в Коринф (1967)
Скандал (1967)
Демаркационная линия (1966)
Тигр душится динамитом (1965)
Мари-Шанталь против доктора Ха (1965)
Париж глазами шести (1965)
Тигр любит свежую плоть (1964)
Самые прекрасные мошенничества в мире (1964)
Офелия (1962)
Ландрю (1962)
Око лукавого (1962)
Семь смертных грехов (1962)
Ухажеры (1961)
Милашки (1960)
На двойной поворот ключа (1959)
Кузены (1959)
Красавчик Серж (1958)
- Просмотров: 1193