«Пушкинские дни России» День 1. Экранизации произведений А.С. Пушкина
Сегодня, 6 июня, весь мир празднуем День рождения
Великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина!
В истории русской культуры можно было бы назвать десятки имён не менее гениальных, но среди них нет имени более значительного для нашей культуры, чем имя Пушкина.
Пушкин - величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви - возвышенный идеал отношения к женщине - Музе («Я помню чудное мгновенье...»). Он создал возвышенный идеал самой печали. Три слова - «печаль моя светла» - способны утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически-мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных...»).
Имя Александра Сергеевича Пушкина называют первым, отвечая на вопрос «Кого вы знаете из русских писателей?», а его сказки по-прежнему остаются неизменным символом детства в судьбе почти каждого русского человека.
Конечно же такая знаковая фигура не могла остаться вне поля зрения кинематографистов! За сто с лишним лет существования российского кинематографа практически все творчество Пушкина было переведено на язык кино или анимации.
Да что там! Снимать фильмы по его произведениям стали раньше, чем появился кинематограф в нашей стране!
Официальной датой рождения русского кино считается 15 октября 1908 года. Если же вести отсчёт по кино-пушкиниане, то оно старше на целых полтора года. В начале 1907-го Александр Дранков в летнем театре «Эдем» Санкт-Петербурга перенёс на плёнку фрагмент трагедии «Борис Годунов» в исполнении артистов одного из столичных театров. Фильм не удалось снять до конца. Исполнитель роли Бориса разругался с режиссёром и бросил дело на полдороге. Однако в августе того же года ленту под названием «Сцены из боярской жизни» всё же демонстрировали в Петербурге. Это было первое появление пушкинских персонажей перед кинозрителями.
С 1907 по 1917 год были экранизированы (и по нескольку раз) почти все его прозаические произведения, за исключением „Гробовщика“, „Истории села Горюхина“, „Кирджали“ и „Египетских ночей“. Правда, в ту пору речь могла идти лишь о киноиллюстрациях, которыми сопровождалось чтение пушкинских произведений, а несколько позднее — о киноинсценировках, которые опять-таки не шли дальше иллюстрирования».
В середине 1910х годов впервые заговорили о проблеме соотношения литературы и кино. Интересно то, что это опять-таки связано с Пушкиным. Может это получилось случайно, но именно после выхода ленты Я. Протазанова «Пиковая дама», журнал „Проэктор“ выступил с обсуждением задач, возникающих перед режиссёром при экранизации. Произведения Александра Сергеевича экранизировались всегда, даже в период Революции и Гражданской войны, когда деятельность многих кинокомпаний была остановлена, по Пушкину продолжали снимать. Но даже несмотря на такой успех у кинематографистов в некоторые периоды произведения Александра Сергеевича считани неподходящими для экранизации. Например, в 1925 году во время очередного дискуссионного прилива журнал «Советское кино» опубликовал статью, где говорилось, что «Пушкин и кинолента так же несовместимы, как проселок и железная дорога, как деревенская тишь и грохот большого фабричного города. Несовместимы прежде всего потому, что кинематограф подчеркивает там, где поэт только намекает».
Но несмотря на все расхожие мнения произведения Пушкина продолжали появляться на экране. В конце 1950—1960-х годах наступает эпоха масштабных классических экранизаций опер по произведениям Пушкина. «Соединение лучших драматических актёров того времени с лучшими оперными голосами давало поразительный эффект синтетического воздействия на зрителя».
А в 1999 году к двухсотлетию со дня рождения поэта Госфильмофонд подготовил справочник «Пушкинский кинословарь» — первый в истории киноведения. В справочник вошли фильмы пушкинской тематики с 1907 года по нынешние дни, сюда включены игровые, анимационные, научно-популярные, документальные фильмы, а также хроникальные киноматериалы.
Отдельно хочется выделить экранизации сказок Пушкина. Великий русский классик был бы весьма польщен, если бы узнал, сколько режиссеров добивались и добиваются сложной творческой задачи: перенесение пушкинских художественных образов из книги на экран. Трудно сказать, кому повезло больше – создателям сказочной кинопушкинианы или зрителям, но только сегодня юные поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина имеют возможность смотреть любую из пушкинских сказок в видео- или компьютерном изображении хоть с утра до вечера!
Пушкин продолжает оставаться неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений кинематографистов. Время не стоит на месте, появляются новые технические возможности – компьютерная графика, трехмерные эффекты и кто знает, что возникнет еще… Сам автор, вероятно, был бы счастлив узнать, что его произведения приносят столько радости «племени младому, незнакомому»…
Сегодня найти на просторах интернета фильмы-экранизации по произведениям Пушкина не составит труда! Любой онлайн-кинотеатр предоставит Вам десятки фильмов и мультфильмов по Пушкину.
Крымский киномедиацентр, советует Вам обратить внимание на 4 великолепные ленты и скрасить сегодняшний вечер просмотром фильма.
«Барышня-крестьянка», 1995, реж. А. Сахаров, 112 мин, 12+
«Метель», 1964, Мосфильм, реж. В. Басов, 75 мин, 14+
«Выстрел», 1966, Мосфильм, реж. НАум Трахтенберг, 77 мин., 14+
«Сказка о царе Салтане», 1966, Мосфильм, реж. А. Птушко, 86 мин, 6+
Статья написана с использованием следующих источников:
Экранизации произведений Александра Пушкина
Лукоморье на экране. 2016 год – год кинематографа «Неведомые дорожки» сказок А. С. Пушкина в кино
- Просмотров: 1610