Ко Дню Рождения Николая Гринько!
22 мая все, кто знает и любит кино, обязательно вспомнят замечательного советского актера Николая Гринько – «талисмана» Андрея Тарковского и обожаемого киноперсонажа, нескольких поколений детей и взрослых – папа Карло в «Приключениях Буратино» Леонида Нечаева, профессор Громов в «Приключениях Электроника» Константина Бромберга. За свою творческую жизнь Николай Григорьевич снялся в более чем 150 фильмах.
Украинский советский актер кино и театра, народный артист Украинской ССР, родился 22 мая 1920 года в Херсоне в семье актеров передвижного театра. Николай мечтал стать актером, но его планы нарушила война. Его призвали в армию в 1940 году, в 1941 году ушел на фронт. Служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего следования, гвардии старшина. Награжден орденом «Отечественной войны II степени», медалью «За боевые заслуги». После войны устраивается работать в Запорожский драматический театр имени Н. Щорса, потом в Ужгородский музыкально-драматический театр. В 1949 году окончил театральную студию при Запорожском театре. В 1955 году становится актёром и художественным руководителем Киевского симфо-джазового эстрадного оркестра «Дніпро». Выступал с интермедиями и как конферансье.
Сниматься в кино Николай Гринько начал с 1951 года, но это были совсем крошечные роли, иногда даже в титрах не обозначенные. Первое значительное признание его актерского таланта принесла ему роль шофера-американца в фильм режиссеров А. Алова и В. Наумова «Мир входящему» по сценарию, написанному совместно с Леонидом Зориным. Николай Григорьевич действительно был актером от Бога. В какой бы роли он ни появлялся, даже самой маленькой, его невозможно было не заметить. Алов с Наумовым и заметили его на съемках фильма «Павел Корчагин», который они снимали на студии имени А. Довженко, где с 1956 года он состоял в штате. Его жена Айше вспоминает в одном из интервью: «Алов и Наумов … предложили небольшую роль (станционного чекиста), остались довольны и сразу же нарекли Колю украинским Гарри Купером, а прощаясь, пообещали: «В любой нашей картине, где по сюжету нужен будет американец, играть будешь ты». И слово сдержали, вскоре пригласив на роль американского военного шофера в фильме «Мир входящему». У картины была трудная судьба, но, опять-таки благодаря случаю, она попала на фестиваль в Венецию, где получила высший приз. Но мало кто знает, что был и еще один — «За рекламу машины фирмы «Студебеккер» актеру, проведшему машину этой фирмы по дорогам войны киноленты, присудить... машину фирмы «Студебеккер». Правда, Коля ее так и не получил». В этом же году фильм участвовал в программе XXII Венецианского фестиваля и после показа фильма кто-то из американской делегации «на пари» заявил, что, дескать, они не обошлись без американского актера, исполнившего роль шофера. На это Алов с Наумовым с гордостью парировали: «Нет, господа, вашего американца играет наш украинский парень, актер из Киева, Николай Гринько».
«Но для Коли, – вспоминает Айше, – особо ценной была иная награда. После премьеры «Мир входящему» в Москве его долго разыскивал наш общий кумир, актер Николай Гриценко и, найдя в ресторане, молча поклонился Гринько в ноги...»
В 1961 году актеру поступило приглашение на съемки в фильме «Иваново детство» молодого и тогда мало известного режиссера Андрея Тарковского. Это был его первый полнометражный фильм после дебюта с коротким метром «Каток и скрипка». Тарковский очень тщательно подбирал актеров, был очень требователен на съемочной площадке и недоверчиво относился к попытке импровизировать. Но с Николаем Гринько им удалось найти нужные интонации в маленькой роли подполковника Грязнова, и с этого пронзительного и трагического фильма о страшном несоответствии мира ребенка и войны, началась дружба и творческое сотрудничество Николая Гринько и Андрея Тарковского. Он стал своеобразным «талисманом» для режиссера, снявшего его во всех своих фильмах, сделанных в России.
Было что-то такое в этом актере, что притягивало к нему людей – неяркая красота, с таких обычно иконы пишут, добрые глаза и робкая, обаятельная улыбка, высокий, немного нескладный, тихий, мягкий голос с особым тембром. Его любили все, – и взрослые, и особенно детвора. Бог не дал им с женой своих детей, но это свое нерастраченное отцовство он вложил в свои роли, настолько достоверно и убедительно, что Тарковский, уже с первого совместного фильма это отметил. Для него тема Отец – Сын всегда была больной, трепетной. Поэтому и звал Гринько в свои фильмы, и тот наполнял все свои образы – Даниила Черного в «Страстях по Андрею», Отца в «Солярисе», Профессора в «Сталкере», особым внутренним теплом и любовью, и всепрощением.
В 1969 году на экраны страны вышел фильм «Сюжет для небольшого рассказа» Сергея Юткевича. В главной роли, Антона Павловича Чехова – Николай Гринько. Небольшой эпизод из жизни великого писателя – история создания пьесы «Чайка» и её провала на сцене Александринского театра, а еще история о несостоявшейся любви Чехова с Ликой Мизиновой, роль которой исполнила в фильме Марина Влади.
Николай Григорьевич с большим воодушевлением окунулся в роль Чехова, он тщательно готовился к съемкам, читал его письма, произведения. Он настолько слился с его образом, что даже стал, как он говорил, «смотреть на мир его глазами». Рассказывали, что когда сделали фотопробы к фильму и разложили на столе подлинные снимки Антона Павловича и фотопробы Николая Григорьевича (в гриме), то актер Юрий Яковлев, игравший писателя в спектакле Вахтанговского театра «Насмешливое мое счастье», недолго раздумывая, ткнул пальцем в фотографию Гринько: «Да вот же он настоящий Чехов, что вы мне морочите голову!». Сходство было феноменальным. И не только внешним, но и внутренним, такой особой интеллигентностью, какую не приобретают социальным положением или хорошим образованием. Она просто есть, она – это способ существования.
Николая Григорьевича можно назвать счастливым актером, ведь он снимался у многих знаковых советских режиссеров – Александра Алова и Владимира Наумова, Сергея Параджанова, Сергея Бондарчука, Александра Зархи, Ролана Быкова, Владимира Бортко, Алексея Германа, Сергея Герасимова, Родиона Нахапетова, Динары Асановой.... Он снимался в ГДР, Болгарии, Чехословакии, Норвегии, но его очень печалило то, что в фильмах, которые снимались на его любимой киностудии имени А. Довженко, где он состоял в штате, он так и не сыграл ни одной главной роли!
Наверное, треть фильмов, в которых он снимался, посвящены войне. Большие и маленькие роли, сыгранные Николаем Григорьевичем, запомнились зрителям. И не удивительно, ведь кто, как не он знал правду о войне и сумел в каждой своей роли быть честным и настоящим, без лишней патетики, без рисовки. Он просто еще и еще раз переживал то время, когда он служил стрелком-радистом и прошел весь долгий военный путь от первого до последнего дня.
Друзья и коллеги называли его актером от Бога. Он действительно был очень разноплановым актером. В какой-бы роли он не снимался, даже самой маленькой, иногда почти без слов, не заметить его было невозможно! Он притягивал к себе зрителей мгновенно, заставляя следить за его персонажем и ожидать появления на экране опять и опять, как в фильме Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине»!
Считается, что играть в фильме вместе с детьми – очень сложно. Для Николая Григорьевича это не составляло труда. В нем не было фальши, которую сразу чувствуют дети. Он говорил с ними на их языке, не заискивая перед ними, не сюсюкая. И маленькие актеры принимали его безоговорочно. И дети, и взрослые запомнили Николая Гринько как доброго папу Карло из «Приключений Буратино» Леонида Нечаева, профессора Громова из «Приключений Электроника» Константина Бромберга», и других его сказочные и не очень роли в детских фильмах.
Более 180 ролей Николая Гринько в кино! Невозможно рассказать о всех его персонажах в небольшой статье! Он был счастливый человек: его взгляды на жизнь и система жизни не были в противоречии. Мало кто может позволить себе такую роскошь...
Смотрите фильмы с его участием, наслаждайтесь талантом большого мастера!
- «Острова», канал Культура, Николай Гринько, 2003
- Николай Гринько. Человек в кадре, 2010
- Николай Гринько. Главный папа СССР, 2010
ФИЛЬМОГРАФИЯ
- 1951— Тарас Шевченко— крепостной крестьянин (нет в титрах)
- 1956— Есть такой парень— Сарафанов
- 1956 — Павел Корчагин— чекист
- 1957 — Правда— матрос-телеграфист(нет в титрах)
- 1961— Мир входящему— американский солдат
- 1962— Весёлые истории— дядя Боря
- 1962 — Иваново детство— Грязнов
- 1962 — Большая дорога— комбриг
- 1962 — Серый волк
- 1963— Стёжки-дорожки— милиционер
- 1963 — Молчат только статуи— Иваненко
- 1964— Тени забытых предков— Ватаг
- 1964 — Сон— Богородский
- 1965— Верность— поляк
- 1965 — Мы, русский народ— Чортомлык
- 1965 — Гибель эскадры— Артём
- 1965 — Нет неизвестных солдат— военврач
- 1966— Скверный анекдот— военный
- 1966 — Формула радуги— отдыхающий на спортбазе
- 1966 — Авдотья Павловна— директор
- 1966 — Андрей Рублёв— Даниил Чёрный
- 1967— Война и мир— де Саль
- 1967 — Бурьян— Миронов
- 1967 — Тихая Одесса— Золотаренко
- 1968— Один шанс из тысячи— Прохоренко
- 1969— Только три ночи— Серафим
- 1969 — Золотые ворота— архимандрит
- 1969 — Сюжет для небольшого рассказа— А. П. Чехов
- 1969 — Опасные гастроли— Андрей Максимович (Виконт де Кордель)
- 1970— Один из нас— Келлер
- 1971— Чёрное солнце— Джон Барт
- 1971 — Море в огне— генерал Петров
- 1971 — Комиссары
- 1971 — Рудобельская республика— Врангель
- 1971 — Лада из страны берендеев— Дон Педро, министр развлечений
- 1972— Ночной мотоциклист— Комаровский, капитан милиции
- 1972 — Солярис— отец Криса Кельвина
- 1972 — Последнее дело комиссара Берлаха— «Гулливер»
- 1973— Ринг— Хромченко
- 1973 — Эффект Ромашкина
- 1973 — Города и годы— Липендин
- 1974—1978— Дума о Ковпаке— Д. С. Коротченко
- 1974 — Весенние перевёртыши— Василий Васильевич
- 1974 — Зеркало— Иван, директор типографии
- 1974 — Каждый вечер после работы— завуч
- 1974 — Новоселье
- 1974 — Ни пуха, ни пера!— радикулитник
- 1974 — Под каменным небом— Старостин
- 1974 — Приключения в городе, которого нет— Дон Кихот
- 1974 — Романс о влюблённых— вице-адмирал
- 1974 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса— Контрабас/папа Олега
- 1974 — Не болит голова у дятла— папа Мухи
- 1974 — Скворец и Лира— Михаил Михайлович («дядя Ваня»)
- 1975— Приключения Буратино— папа Карло
- 1975 — Полковник в отставке— Корней Корнеевич Полунин
- 1975 — Стальное колечко— солдат
- 1975 — Пропавшая экспедиция— профессор Смелков
- 1975 — Афоня— дядя Егор
- 1975 — У самого Чёрного моря— москвич в отпуске
- 1976— 100 грамм для храбрости— Александр Петрович Никитин
- 1976 — Аты-баты, шли солдаты…— полковник
- 1976 — Эквилибрист— конюх
- 1976 — Тимур и его команда— полковник Александров, отец Жени и Ольги
- 1976 — Двадцать дней без войны— Вячеслав Викторович
- 1976 — Такая она, игра[uk]— Лавров Валерий Никитич (директор футбольного клуба высшей лиги)
- 1976 — Освобождение Праги— генерал Бредли
- 1977— Юлия Вревская— Савашевич
- 1977 — Кто поедет в Трускавец— отец
- 1977 — Солнце, снова солнце
- 1977 — Фантазии Веснухина— Степан Степанович, милиционер
- 1978— Море— Рагулин
- 1978 — Случайные пассажиры— Елизарыч
- 1978 — Пока безумствует мечта— Корчагин
- 1978 — Подпольный обком действует— Д. С. Коротченко
- 1978 — У меня всё нормально — Григорьев
- 1978 — Праздник печёной картошки— немец
- 1978 — Огонь в глубине дерева— знакомый Женьки
- 1979 — Случайные пассажиры— Елизарыч
- 1979 — Мой генерал— Савченко
- 1979 — Последняя охота— Шатохин
- 1979 — Сталкер— Профессор
- 1979 — Приключения Электроника— профессор Громов
- 1979 — Телохранитель— красный командир
- 1979 — Поездка через город— Борисов, инспектор ГАИ
- 1980— Два долгих гудка в тумане— Калашников
- 1980 — Что там, за поворотом? — скульптор
- 1980 — Соло — музыкант
- 1980 — Гражданин Лёшка — Галайда
- 1980 — Тегеран-43— Ермолин
- 1980 — В начале славных дел— старец Нектарий
- 1980 — От Буга до Вислы— Д. С. Коротченко
- 1981— Ярослав Мудрый— Никон
- 1981 — Приказ: огонь не открывать— Разин
- 1981 — Ожидание полковника Шалыгина— Шалыгин
- 1981 — Будьте моим мужем— отдыхающий
- 1981 — Депутатский час — Петрунин
- 1981 — Остаюсь с вами— Горелов
- 1981 — Последний гейм — Викентий Ильич
- 1981 — Оленья охота— Дашкевич
- 1981 — О тебе — отец
- 1981 — Ты должен жить — Семён Григорьевич
- 1982— Пространство для манёвра — Демидов
- 1982 — Оттепель — дед
- 1982 — Тайна, известная всем — пират «Толстяк»
- 1982 — Улыбки Нечипоровки — старый Нечипор
- 1983— Счастье Никифора Бубнова— начальник шахты
- 1983 — Ускорение — профессор
- 1983 — Как я был вундеркиндом— академик
- 1983 — Здесь твой фронт — парторг
- 1983 — Голос памяти — робот Рейн
- 1983 — Миргород и его обитатели— Иван Иванович
- 1984— Идущий следом — учитель
- 1984 — Без права на провал— Иван Иванович, пожилой партизан
- 1984 — Неизвестный солдат— дедушка
- 1984 — Обвинение — Слесаренко
- 1985— Сестра моя Люся
- 1985 — Прыжок — Дорожников
- 1985 — Тяжёлая посадка — главный конструктор
- 1985 — Пароль знали двое — Кабардин
- 1986— Жалоба
- 1986 — Певучая Россия — Образцов
- 1986 — Миллион в брачной корзине— дед Симеоне, адъютант в отставке
- 1986 — Счастлив, кто любил…— Матвей Евсеевич
- 1986 — Обвиняется свадьба— Иван Тимофеевич, учитель, гость
- 1987— К расследованию приступить. Клевета— Федин Алексей Алексеевич
- 1987 — В Крыму не всегда лето— Гордей Филиппович Нащекин
- 1987 — Выйти из леса на поляну
- 1987 — Единожды солгав…— Станислав Сергеевич Шешко, академик
- 1987 — На переломе — Лесь Волощак
- 1987 — Рыжая фея — Дед
- 1988— Предлагаю руку и сердце — Николай Михайлович
- 1988 — Генеральная репетиция — директор
- Просмотров: 1513