Музей на экране. О интересном и нетипичном взаимодействии.
В продолжении музейной темы, затронутой нами в предыдущих статьях, хотелось бы поговорить о связи, на первый взгляд малосовместимых вещей: современном кино (в большей степени относящимся к массовой культуре) и элитарном музее.
Не последнее место в популяризации музейного дела играет кинематограф. Взаимодействие музея и кинематографа на протяжении истории их контактов может рассматриваться в чрезвычайно широком диапазоне: в виде художественных фильмов, делающих пространство музея эпицентром событий, документальных фильмов, посвященных конкретным музеям, их коллекциям, выдающимся деятелям музейного дела и прочее, учебных фильмов, предназначенных специалистам, работающим в различных областях музейного дела, и наконец, видеоматериалов, имеющих непосредственное отношение к экспозиции музея того или иного профиля.
Сегодня же мы бы хотели рассказать вам о самых интересных и запоминающихся документальных картинах, захватывающих внимание зрителей не только увлекательной историей, но и отличающиеся использованием совершенно уникальных съемочных технологий и режиссерских приемов. И конечно же вспомнить и лучшие художественные фильмы, сюжет и действие которых тесно связаны с музейным пространством.
Топ документальный фильмов о музеях:
- «Художественные музеи мира» (документальный сериал, Япония, 2007, реж. Кейко Шуто). Цикл фильмов об истории крупнейших музеев мира. У каждого музея - своя особенная история, японские авторы расскажут о том, как формировались коллекции крупнейших музеев мира: Лувра, музея Гиме, галереи Уффици, Берлинской картинной галереи, Национального Музея Нью-Дели и многих других.
- «Тайны музеев» (документальный сериал, США, 2010-2020, реж. Реми Вебер, Стерлинг Милан,Джереми Кроуэлл). Каждый эпизод документального проекта «Музейные тайны» посвящен самым загадочным, скандальным и странным артефактам, которые хранятся в музеях по всему миру. Актер Дон Уилдман отправляется в увлекательное путешествие, чтобы своими глазами увидеть необычные экспонаты и узнать историю их происхождения.
- «Страсти Прадо» (документальный фильм, Испания, 2014, реж. Хуан Карлос, Гонсалес Асен)
Документальный фильм, которым будут наслаждаться все увлеченные красотой и страстью к музею Прадо. С момента своего появления, человеческим сообществам было необходимо выразить себя в художественных произведениях. Это отличительная особенность нашего характера. В искусстве, человек старался отобразить окружающий его мир. Какой он, что он хочет от него и должен быть, по его мнению. Особенно это желание кристаллизуется в живописи, как необходимость запечатлеть ту страсть, что охватывает взгляд. В расположенном в самом сердце Мадрида, столице Испании, Музей Прадо располагает одной из крупнейших живописных сокровищниц. Коллекция "Живопись, восхищающая художников". Там не существует единого пути, чтобы увидеть и целиком насладиться музеем Прадо. Все зависит от того, что вы ищете. «Страсти по Прадо», снятые с помощью технологии 4K, предлагают сыграть в трехмерную игру, которая, однако, не является виртуальной. Наш визит является абсолютно реалистичным, сентиментальным ... страстным ... В конце концов, это предметы искусства: вместо того, чтобы выставлять, передавать; передавать ощущения ... в хронологическом путешествие по коллекциям музея Прадо, его основным помещениям и произведениям, снятых с максимальной детализацией. - «Великий музей» (документальный фильм, Австрия, 2014, реж. Йоханнес Хольцхаузен)
Занимательная, остроумная и оригинальная киноработа, позволяющая заглянуть за кулисы всемирно известного культурного учреждения. Режиссер Йоханнес Хольцхаузен и его команда в течение двух лет собирали материал для фильма в Венском музее истории искусств. От управляющего директора до уборщиков, от носильщиков до историков все сотрудники музея являются взаимозависимыми винтиками одной системы. - «Город Лувр» (документальный фильм, Франция, 1990, реж. Николя Филибер). Исчерпывающее путешествие по лабиринтам современного Лувра, затеянное французским режиссёром-документалистом Николя Филибером. Коридоры музея свободны от посетителей, ведь съёмки проходили в тот момент, когда Лувр переживал тотальную реновацию — выставочное пространство расширялось, а перед дворцом появилась знаменитая стеклянная пирамида. Фильм показывает будни огромной музейной машины, где экспонаты отходят на второй план, уступая место своим хранителям, ежедневно поддерживающим порядок в городе-музее. От управляющего директора до билетёрш, от носильщиков до историков — все сотрудники Лувра здесь являются взаимосвязанными винтиками одной системы.
- «Музеи Ватикана» (документальный сериал, Великобритания, 2014, реж. Марко Пьянджиани). Высокотехнологичная киноэкскурсия, благодаря которой можно увидеть уникальную коллекцию музеев Ватикана, не покидая собственной квартиры. Масштабная постановка, для создания которой были использованы инновационные камеры Ultra HD 4K/3D и технология придания объёма изображению, делают прогулку по старинным залам не только увлекательной, но и сверхреалистичной — с обстоятельностью реставратора камера разглядывает мельчайшие фрагменты полотен Караваджо, Ван Гога и Дали и изучает витиеватые изгибы статуй Сикстинской капеллы. О шедеврах Ватикана вдохновенно рассказывает режиссёр Андрей Кончаловский, благодаря чему каждое произведение искусства обрастает целой историей, которая складывается с другими в единый сюжет.
- «Эрмитаж. Снято на iPhone 11 Pro — кинопутешествие по великому музею» (документальный фильм, Российская Федерация, 2020, реж. Аксинья Гог). Компания Apple и Государственный Эрмитаж подготовили пятичасовой фильм о музее. Его сняли одним дублем на смартфон iPhone 11 Pro Max в режиме со сверхвысоким разрешением 4К. Фильм показывает музей глазами посетителей — в их роли выступают танцоры, которые гуляют по залам и галереям и рассматривают экспонаты, исполняя хореографические композиции.
Картину снимали в понедельник, когда в музее нет туристов. Однако, чтобы уложиться в хронометраж, съемочная группа проходила выбранный маршрут в обычные дни, среди посетителей. Так определяли время, которое нужно потратить на съемку выбранного экспоната, и скорость, с которой актеры будут перемещаться по музею.
В создании фильма участвовали больше 100 человек. Снимали его с помощью специальной конструкции. Она объединяла сразу три смартфона — основной, дублирующий, а также рабочий, который воспроизводил снятую картинку и транслировал ее на устройства режиссера и его помощников. Конструкцию укрепляли на кинотележку, перемещали на специальный кинокран или держали в руках. В работе были задействованы три оператора, которые сменяли друг друга.
Съемочная группа с актерами перемещалась из анфилад с живописными полотнами в погруженный во мрак Эрмитажный театр. А позже — в залы со скульптурами, которые осветили направленным светом, чтобы подчеркнуть рельеф. Заключительную сцену сняли на Главной лестнице Нового Эрмитажа — здесь выступил композитор и музыкант Кирилл Рихтер и его трио.
- «Шедевры Эрмитажа» (документальный сериал, Россия, 2008, реж. Владимир Птащенко). Фильмы из документального цикла «Шедевры Эрмитажа» рассказывают об истории экспонатов, живописных стилях и художественных приемах разных эпох. Каждая кинолента посвящена отдельному периоду: итальянский Ренессанс, Северное Возрождение, голландцы XVII века и старинная Англия. Отправляемся на виртуальную прогулку в один из крупнейших музеев мира.
- «Музей естественной истории с Дэвидом Аттенборо» (документальный фильм, Великобритания, 2014, реж. Дэниэл М.Смит). Дэвид Аттенборо приглашает зрителей в путешествие по Лондонскому музею естествознания. Когда двери музея заперты и наступает ночь, Аттенборо рассказывает о некоторых из самых увлекательных вымерших животных, которые оживают на его глазах: динозавры, фауна ледникового периода и гигантские рептилии.
- «Национальная галерея» (документальный фильм, Франция/США/Великобритания, 2014, реж. Фредерик Вайсман). Идеальный видеогид по экспозиции Национальной геалереи Лондона, созданный живым классиком американской документалистики Фредериком Уайзманом. Благодаря фирменному авторскому стилю наблюдательного невмешательства (камера фиксирует реальность беспристрастно и почти безмонтажно) прогулка по залам главного британского хранилища классического искусства будет лёгкой и непринуждённой. За три часа экранного времени мы успеем насладиться Тицианом и Рубенсом, Гольбейном и Тёрнером, послушаем увлекательные лекции экскурсоводов и даже сможем попасть туда, куда простым посетителям доступ обычно закрыт — в реставрационные мастерские, где живописные шедевры предстанут перед нашими глазами в мельчайших деталях, отчего эффект присутствия станет более ощутимым.
О невероятной силы способности телевизионщиков и кинематографистов создавать спрос известно уже давно. Герои экрана запускают моду и создают тренды, им под силу привести посетителей в залы музеев, а студентов на факультеты музеологии. В свою очередь музеи могут использовать подобную власть кино над зрителями в своих интересах.
Не всем музеям повезло легко и играючи войти в кинематограф, но многим. British Museum повезло стать неотъемлемой частью дюжины фильмов из числа лучших классических лент, в том числе и первой звуковой работы Альфреда Хичкока «Шантаж» (1929). Нью-Йоркский Metropolitan не менее популярен у киношников — среди множества лент ставшие хитами «Идеальное убийство» (1998), «Правила съема: Метод Хитча» (2005), «Перси Джексон и похититель молний» (2010) и «Афера Томаса Крауна» (1999). Своеобразную благодарность любимым музеям Нью-Йорка выразил Вуди Ален, запечатлев в разные годы в своих фильмах не только MET, но и Guggenheim Museum, American Museum of Natural History, Whitney Museum и Museum of Modern Art (MoMA).
Если же говорить о культурном коде россиян, вспоминаются лишь несколько сцен. Поэтический вечер в Политехническом музее из фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1965), без сомнения, вошел не только в историю кинематографа, но и запечатлел ‘в камне на века’ Политехнический музей. В комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971), к сожалению, запечатлен вымышленный музей, но зато полотно Рембрандта, которое пытаются похитить герои, в реальной жизни принадлежащее Государственному Эрмитажу, обрело дополнительный ‘вес’ в глазах несведущих в живописи поклонников кинематографа. Юношеская кинотрилогия «Кортик» (1973), «Бронзовая птица» (1974), «Последнее лето детства» (1974) наделила советских детей страстью выискивать в музейных залах и экспонатах тайные послания, что, нельзя отрицать, способствовало интересу юных следопытов к искусству.
Самым интересным опытом взаимовыгодного проникновения музея в кино можно назвать «Русский ковчег» (2002) Александра Сокурова. Глубокое киноэссе российского режиссера Александра Сокурова, вдохновлённое главной сокровищницей Северной столицы. Вместе с центральными героями фильма — безымянным современником и французским дипломатом из прошлого — зритель отправится в увлекательное путешествие сквозь годы и века, через эпоху пышных балов к блокаде Ленинграда. Камера с пытливым любопытством туриста проплывает по золочёным коридорам и разукрашенным императорским залам, где прямо на глазах оживают персонажи трёхсотлетней истории, а шедевры живописи снова превращаются в элементы дворцового декора. Зрелище поистине гипнотическое, ведь фильм уникальный не только по содержанию, но и по форме — тридцать шесть залов Эрмитажа сняты «одним кадром» без единой монтажной склейки, а в грандиозной исторической реконструкции принимали участие более 2000 актёров.
В 2015 году выходит еще один шедевральный «музейный» фильм Александра Сокурова «Франкофония», на этот раз — о судьбе уникальной коллекции произведений искусства и исторических реликвий Лувра во времена нацистской оккупации. Прогулка по залам главной сокровищницы Франции получилась не менее метафоричной — в музейном пространстве, словно призраки, то и дело возникают персонажи из прошлого, намекающие о неразрывности культуры и истории. Главным экскурсоводом выступает сам режиссёр, чей голос превращает нарезку из архивных кадров и игровых реконструкций в проникновенное визуальное эссе о силе искусства, возвышающегося над войнами и политическими амбициями.
Надеемся, что и российские и зарубежные кинематографисты ‘впустят’ музеи в свои фильмы, а музейщики с распростертыми объятиями станут встречать любые предложения киношников.
Источники:
- Руками не трогать: 7 фильмов о великих музеях
https://kudago.com/all/list/rukami-ne-trogat-7-filmov-o-velikih-muzeyah/
- Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России
- Статья «КИНЕМАТОГРАФ НА СЛУЖБЕ МУЗЕЕВ И ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «МУСЕЙОН», Л. А. Худякова
https://cyberleninka.ru/article/n/kinematograf-na-sluzhbe-muzeev-i-pamyatnikov-kultury-po-materialam-zhurnala-museyon
- МАРТ. Портал о музейных технологиях и маркетинге.
- Просмотров: 62745