«Нам нужна одна победа». К 49-летию фильма «Белорусский вокзал»

2020 04 30 BelorusVokzal 230 апреля 1971 года на советские экраны вышел фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал».

По сюжету, бывшие однополчане — теперь журналист, бухгалтер, директор завода и простой слесарь, расставшиеся на Белорусском вокзале летом 1945 года и последний раз собиравшиеся вместе 27 сентября 1946 года на дне рождения фронтового товарища Валентина Матвеева, встречаются вновь — но теперь для того, чтобы проводить его в последний путь. Спокойного застолья не получилось, и четверо друзей отправляются на прогулку по Москве. С момента окончания войны прошло 25 лет, но они по-прежнему остались верны фронтовой дружбе. В финале фильма они собираются в гостях у бывшей батальонной медсестры.

В результате неожиданных поворотов сюжета они оказываются в разных ситуациях, которые заставляют их вспомнить фронтовое братство и взаимовыручку, проявить скрытые черты характера. Таким образом проявляется контраст между чувствами и мыслями фронтовиков и их более молодых современников. В фильме незримо присутствует образ их товарища Матвеева, который служит моральным ориентиром для героев.

В картине сыграли Нина Ургант, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Алексей Глазырин Всеволод Сафонов и другие.

Песня «Нам нужна одна победа» была написана специально для фильма. По просьбе режиссера Булат Окуджава написал стихи на музыку Альфреда Шнитке.

Фильм Андрея Смирнова очень быстро завоевал всенародную любовь, став поистине культовой картиной. Такая же судьба ждала и песню Окуджавы. «Белорусский вокзал» (сценарий к фильму был написан еще в 1966 году) продолжил традиции советского оттепельного кино. Его гуманистический и вместе с тем трезвый взгляд на реальность являлся важным противопоставлением военным эпопеям Юрия Озерова, которые возрождали на экране образ Сталина, освобождающего народы Европы.

Интересные факты о фильме «Белорусский вокзал»:

Белорусский вокзал для фронтовиков был символом войны и Победы. Именно оттуда 22 июня 1941 года отправлялись военные эшелоны и туда же они приезжали 9 мая 1945 года…

Фильм «Белорусский вокзал» о встрече фронтовых друзей снял молодой режиссёр Андрей Смирнов. В 60-х годах его отец — писатель Сергей Смирнов — был ведущим программы «Рассказы неизвестных героев» и многие годы посвятил поискам солдат, совершивших подвиги во время войны, и реабилитации военнопленных. Смирнов лично знал многих ветеранов, с которыми встречался его отец.

Сценарий драматурга Вадима Трунина уже какое-то время лежал на киностудии «Мосфильм», но не удавалось найти режиссёра. Предложили Ларисе Шепитько — её работа не заинтересовала, другие режиссёры так же ответили отказом. Трунин несколько раз переписывал сценарий по требованиям киностудии, но в результате с ним вообще расторгли договор. Сценаристу повезло, что Андрей Смирнов успел ознакомиться с его работой и нашёл Трунина в киноэкспедиции в Средней Азии, чтобы сказать о своём желании снять фильм. Они переписали сценарий и упорно ходили с ним по киностудиям, но «приютила» их только экспериментальная студия Григория Чухрая.

Съёмки фильма несколько раз останавливали — создателей обвиняли, что они снимают упадническое кино, в котором бывшие фронтовики выглядят «неприкаянными». Сценарий дорабатывали по ходу съёмок: вставили историю с газовой аварией, вычеркнули несколько эпизодов, в том числе и с дракой в ресторане. По задумке сценариста, фронтовые друзья поссорились с компанией молодежи и, вспомнив своё десантное прошлое, положили наглецов лицом в пол. Оттуда всех забрали в милицию, но ветераны скрутили охрану и ушли… Этот эпизод запретили снимать, посчитав его порочащим честь милиции.

Режиссёр и сценарист с самого начала решили приглашать на главные роли известных артистов. Роль слесаря Ивана Приходько была написана специально для Евгения Леонова, но ради порядка сделали пробы ещё и Николая Рыбникова. Остальные актёры были утверждены в результате долгих проб. Бухгалтера Дубинского могли сыграть Николай Гринько или Иннокентий Смоктуновский, директором комбината могли стать Михаил Ульянов, Всеволод Санаев и даже режиссёр Эльдар Рязанов, а на роль журналиста пробовались Армен Джигарханян и Леонид Кулагин. В результате были утверждены Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Алексей Глазырин.

2020 04 30 BelorusVokzal 3

На роль фронтовой медсестры пробовалась Ия Саввина. Она очень хотела сниматься, но когда оказалась в компании Леонова, Папанова, Сафонова и Глазырина, то почувствовала себя «чужой». Саввина сказала, что не может быть однополчанкой людей этого поколения, и предложила попробовать на роль Нину Ургант. Актрису пригласили на пробы, но ответа ей так и не дали… Ургант ждала почти год, а потом прочитала в газете, что съёмки фильма «Белорусский вокзал» закончены. Но не успела актриса расстроиться, как ей позвонил режиссёр фильма и попросил срочно приехать на вторую пробу. Оказалось, что он снял всё, кроме сцен с бывшей медсестрой Раей.

Смирнову пришлось отстаивать кандидатуру Нины Ургант перед руководством киностудии — там заочно утвердили Инну Макарову, так как её пробы очень понравились министру культуры Екатерине Фурцевой. Режиссёр сказал, что в таком случае отказывается от работы, и через три дня начальство пошло на попятную.

Актёры долго не представляли, что получится в результате работы, так как режиссёр снимал сцены не по порядку. К 29-летнему режиссёру первое время вообще относились скептически, но он сумел завоевать расположение мэтров, и потом актёры с удовольствием вспоминали дружескую атмосферу на съёмках. Очень выручали режиссёра Евгений Леонов и Анатолий Папанов — прирождённые комики умели разрядить обстановку в случае недопониманий.

Написать песню для фильма сценарист попросил Булата Окуджаву. Бард сначала отказался, сказал, что больше песен не пишет, надоело. Но его попросили посмотреть черновой материал фильма и потом принять окончательное решение… После просмотра Окуджава сказал, что берётся за работу, и специально для Нины Ургант написал песню «Нам нужна одна победа».

Сама же актриса очень хотела спеть что-нибудь из репертуара Шульженко, например, «Синий платочек», но спорить с режиссёром не решилась. Она прониклась песней Окуджавы только после того, как на репетиции увидела слёзы на глазах у актёров. После этого самым сложным было выполнить требование режиссёра не плакать самой…

Оркестровую аранжировку песни написал композитор Альфред Шнитке, но настоял, чтобы и в фильме, и на всех пластинках автором музыки указывался только Булат Окуджава.

 

Источники:

 

  • Просмотров: 2058

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.

Защитный код
Обновить

295001
Российская Федерация
Республика Крым
г. Симферополь,
ул. Крылова, 37
(3652) 27-53-57
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Яндекс.Метрика Разработка сайтов. Настройка Битрикс24
We use cookies
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации пользовательского опыта и удобства при использовании нашего сайта. Нажимая кнопку «Принимаю» вы соглашаетесь с условиями обработки ваших персональных данных, собираемых при помощи cookie. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках вашего браузера.