К 98-летию со дня рождения режиссера Станислав Ростоцкий

2020 04 21 Rostockii Станислав Ростоцкий – автор двенадцати фильмов, среди которых – деревенская драма "Дело было в Пенькове", лирический рассказ о советской школе "Доживем до понедельника", трагедия "А зори здесь тихие...", которую и сегодня массовый зритель считает одной из лучших лент об Отечественной войне.

Станислав Ростоцкий – один из самых популярных режиссеров отечественного кинематографа, признанный классик и человек невероятной судьбы.

Какой бы суровой критике не подвергались его работы, каждую картину Ростоцкого спасала искренняя зрительская любовь.

С детства Станислав Ростоцкий подолгу жил в деревне. Он полюбил ее людей, их труд, окружающую природу, освоил многие крестьянские профессии. Его жизнь не отличалась от жизни миллионов его сверстников: не очень устроенный быт, хлебные карточки, перешитые из отцовских брюк штаны, жизнь в городской коммуналке…

2020 04 21 Rostockii 10От тех лет навсегда осталось чувство сопричастности ко всем историческим свершениям, таким как перелет Чкалова или рекордный подъем на невероятную высоту самолета Владимира Коккинаки, челюскинская эпопея и высадка папанинской экспедиции на Северном полюсе. Навсегда в детской душе отпечаталась трагедия Испании, куда все хотели бежать, чтобы сражаться с фашистами.

2020 04 21 Rostockii 13Тяга к кино возникла в раннем детстве, когда пятилетний Стасик впервые увидел картину С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин”.  

В 1936 году, 14-летним мальчишкой, по счастливому стечению обстоятельств он встретился с великим режиссером, попал на кинопробы, а потом и на съемки фильма «Бежин луг».

В 16 лет Ростоцкий вновь пришел к режиссеру и изложил свои планы, которые заключались в том, что он «согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин и мыть посуду, если он за это будет его учить».

2020 04 21 Rostockii 9Эйзенштейн рассмеялся и взамен посуды и гуталина предложил ему для начала изучить 20 томов «Ругон-Маккаров» Золя, импрессионистов, музыку Равеля, Дебюсси, «Человеческую комедию» Бальзака, японское искусство… Знакомство с русской классикой подразумевалось и было тщательно проверено. Дружба с мастером продолжалась до конца его жизни.

В 1940 году Станислав окончил школу и поступил в Институт философии и литературы. Этому во многом способствовали занятия с Эйзенштейном. Режиссурой они практически не занимались. Великий мастер убеждал ученика, что режиссуры не бывает без знаний — нужны не двадцать, а тысячи и тысячи томов. Ростоцкий продолжал упорно заниматься в твердой уверенности, что путь его лежит прямиком в Институт кинематографии. Однако началась война.

Станислав Ростоцкий числился нестроевым из-за болезни позвоночника. Однако он «сбежал» на фронт. Воевать ему довелось гвардии рядовым в 6-м гвардейском кавалерийском корпусе. Участвовал в боях, пройдя путь от Вязьмы и Смоленска до Ровно, а корпус закончил войну в Праге.

2020 04 21 Rostockii 12«Попал под танк» – для режиссера Станислава Ростоцкого это было не образное выражение, а факт биографии: его действительно давил немецкий танк. В результате с тяжелыми ранениями его отправили в госпиталь, но… Вывозили раненых на санях, через поля, снег подтаял, под ним оказалось болото, сани застряли. Все, кто мог ходить, ушли. Ростоцкий остался один: у него было разорвано легкое, раздроблена нога, сильно повреждена рука. Позже он вспоминал: «Хорошо, что отобрали пистолет, иначе застрелился бы». Он провел в одиночестве 28 часов и ни на что уже не надеялся, когда вдруг на него набрел нетрезвый лейтенант, который, бравируя, пообещал, что вытащит Станислава. И действительно сделал это. Позже, вспоминая этот эпизод, Ростоцкий не раз думал, что судьба хранила его для чего-то важного…

Вот несколько строк из написанной Ростоцким в том же году «Автобиографии»: «Еще раз вспыхнули ракеты. Вырвали из темноты Дубно. Я увидел стены крепости, церковь, возвышавшуюся над городом, танки, нескольких бойцов и вдруг рядом с собой, несмотря на окружающий грохот, ясно услышал: «Танк!” — и сразу вслед за этим из канонады и рева ночного танкового боя ясно выделился нарастающий звук мотора.

Я хотел вскочить, но в это время что-то крепко схватило меня за пятку и потащило назад. Что-то огромное, неумолимое и жесткое навалилось на меня, сжало грудную клетку, обдало жаром и запахом бензина и жженого металла, стало на мгновение очень страшно, именно из-за полной беспомощности и невозможности бороться.

«Готов парень. Отвоевался…” — громко и ясно сказал кто-то рядом. Стало обидно и страшно, что бросят. А я ведь жив. Жив или нет? Только дышать очень трудно, и рука не шевелится, и нога. Но надо встать. Встать во что бы то ни стало. Я с трудом оторвался от весенней слякоти, простоял, как мне показалось, очень долго и начал падать, но чьи-то руки подхватили меня. Я узнал фельдшера Аронова. «Э, брат, раз встал, значит, жив будешь”, — сказал он мне. И тут же раздался голос майора Симбуховского: «Бричку! Мою бричку!”»

Так 11 февраля 1944 года под городом Дубно, что на Западной Украине, Станислав Ростоцкий получил тяжелое ранение. Потом были госпитали в Ровно и Москве, операции, пункции, перевязки...Ему ампутировали ногу. Позже ему был установлен протез, с которым он проходил всю жизнь. В августе 1944 года он был признан инвалидом войны второй группы.

2020 04 21 Rostockii 15В сентябре 1944 года Станислав Ростоцкий поступил в институт кинематографии, который окончил в 1952, мастерская Г.М. Козинцева. Учился семь лет, поскольку одновременно с учебой работал в картинах мастера на киностудии «Ленфильм».

После окончания учебы его педагог Г.М. Козинцев характеризовал Ростоцкого как режиссера, готового сразу работать в художественном кинематографе.

После смерти Сталина и с приходом Хрущева появилась установка снимать больше картин, особенно на сельскохозяйственные темы. К тому времени за плечами молодого режиссера уже было несколько научно-популярных фильмов, и Ростоцкому предложили подумать над художественной картиной. Друзья подсказали, что в редакции журнала «Новый мир» лежит повесть Г. Н. Троепольского «Прохор семнадцатый и другие», которую пока не разрешают печатать по идеологическим соображениям. Перечитав рукопись, показывавшую ужасное положение в сельском хозяйстве, Станислав Ростоцкий решил: буду ставить.

2020 04 21 Rostockii 8Когда фильм был готов и его показывали на худсовете, С. А. Герасимов шепнул ему на ухо:

«Стасик, вы что — самоубийца?»

Картина получилась злая, боевая, без прикрас иллюстрирующая тогдашнюю бюрократическую систему, управлявшую селом. 2020 04 21 Rostockii 4Ее тут же положили на полку, а режиссеру объяснили, что он контрреволюционер. Окончательное решение принимал министр культуры, бывший первый секретарь ЦК комсомола Михайлов. Во время встречи с «опальным» режиссером он сказал, что картина очень плохая, и даже кладбищенское название «Земля и люди» — не для фильма.

Несмотря на то что Ростоцкий внес несколько поправок, запрет на показ фильма продолжал действовать. Однако вскоре раздался телефонный звонок С. А. Герасимова, который сообщил, что мнение Михайлова резко изменилось. В министерстве тот же Михайлов долго жал Ростоцкому руку, приговаривая:

«Вы сделали прекрасный фильм. Поздравляю. Мы отпечатаем 4,5 тысячи копий для показа сразу по всему Союзу».

2020 04 21 Rostockii 6Причина столь неожиданной метаморфозы заключалась в том, что одну из копий картины просмотрел Н. С. Хрущев, который готовился к XX съезду партии. Фильм отвечал его настроению, и он дал добро. Премьера картины состоялась на следующий день после съезда. Картина шла долго, однако после того, как она превратилась в обличительный документ, ее сняли с экранов.

В 1957 году С. Ростоцкий снял еще одну картину, посвященную проблемам села, — «Дело было в Пенькове».

2020 04 21 Rostockii 17Фильм получился смелый, чистый, как глоток свежего воздуха. Родился и герой — добрый, честный, горячий, непростой деревенский парень, задира, смутьян и воитель за справедливость. Родился актер Вячеслав Тихонов. Родился режиссер Станислав Ростоцкий.

В этом фильме многое было необычным, новым. Сама жизненная история. Сам характер. И туго завязанный узелок любви. И непростая задачка, заданная зрителям: в чем же прав Матвей, в чем неправ — рассудите, добрые люди?! Почему такой человек — сильный, прямой, щедро одаренный — оказался не у дел, выламывался из привычного уклада деревенской жизни? В чем была его вина? 2020 04 21 Rostockii 7В чем — беда времени, которое сурово подравнивало людей, неласково хмурилось на любые «отклонения», взывало к строгости, к непреложному соблюдению «норм» и допускало если не торжество, то перевес зла?

Картина встретила множество самых нелепых замечаний и возражений, вершиной которых было утверждение, будто песня, которую впоследствии пел весь народ, — «Огней так много золотых на улицах Саратова», аморальна: как же советская девушка может любить женатого?

2020 04 21 Rostockii 16Фильм был назван клеветой на колхозный строй, и когда он был уже на выходе, по команде сверху была организована кампания по его обсуждению и осуждению — старались доказать, что картина вредна.

Дорогу на экраны фильм пробивал себе сам. Было сделано всего 10 копий, которые было разрешено показывать лишь в узком кругу. Однако стали поступать многочисленные восторженные отклики зрителей, и прокатчики поняли, что показ ленты — гарантированное выполнение плана.

2020 04 21 Rostockii 5«Майские звезды», «На семи ветрах» — это вклад молодого Ростоцкого в осмысление военной темы. Образ девушки, преданно ожидающей возлюбленного в доме «На семи ветрах», лирические новеллы «Майских звезд» тяготели к поэтической хронике событий, к дневнику военных лет, к лирической прозе.

В них главное место занимали судьбы людей, любовь. На показе-просмотре «Майских звезд» один из чешских режиссеров сказал: «Эта картина снята очень просто — сердцем». Фильм с большим успехом шел не только в СССР, но и в Чехословакии. Отношению чешских зрителей не помешали даже и трагические пражские события 1968 года. В 1989 году, 30 лет спустя после выхода картины на экран, в Праге состоялась повторная премьера, которая прошла с огромным успехом при участии всех занятых в фильме ведущих актеров.

2020 04 21 Rostockii 1Потом на экраны страны вышли «Зимние этюды» и двухсерийная экранизация новелл М. Ю. Лермонтова «Бэла», «Тамань» и «Максим Максимыч» — «Герой нашего времени».

Ну а затем «Доживем до понедельника» — произвела на зрителей огромное впечатление, став одной из самых удачных работ Ростоцкого. Он, по сути, открыл новое направление в кинематографе для юношества.

2020 04 21 Rostockii 3Фильм ставил вопросы, которые буквально витали в воздухе, но до поры до времени обходили кинематограф стороной. В картине многие усматривали вызов существующей системе. В центре фильма — школа. Но школа — скол общества, в котором отражаются многие его пороки. Отсюда — протест против системы, против тогдашнего образа жизни: всеобщей стандартизации в жизни и в воспитании молодого поколения, извращения и нивелирования истории, опошления литературы, против лжи.

Картина вышла на экраны чудом. Запрет на съемки просто не успел прийти, потому что фильм был снят в рекордно короткие сроки — за 3,5 месяца и его копии уже успели отправить в министерство. Министр кинематографии А. В. Романов высоко оценил картину, но одновременно обусловил выход ее на экраны внесением около 30 поправок. Ростоцкий согласился только на три.

2020 04 21 Rostockii 19И картину надолго спрятали, но все же решили показать в Доме кино делегатам Всесоюзного съезда учителей, очевидно, рассчитывая на ее неприятие. Перед показом на сцену вышли режиссер Станислав Ростоцкий, а также Вячеслав Тихонов, Нина Меньшикова, Ирина Печерникова, сыгравшие главные роли, другие артисты, занятые в картине.

И когда зажегся свет, то учителя, стоя, скандировали: «Мо-лод-цы!» Ростоцкий понял: самое важное свершилось — фильм принят учителями. Только за первый год проката его посмотрели более 90 миллионов зрителей. Лента была удостоена Государственной премии СССР и Гран-при на VI Московском международном кинофестивале.

В начале 1970-х годов Ростоцкий вновь обратился к теме Великой Отечественной войны. В 1972 году им был снят фильм «А зори здесь тихие…» по повести Бориса Васильева.

2020 04 21 Rostockii 2

Картина, рассказывающая об одном из бесчисленных эпизодов самой страшной в истории войны, получилась настолько проникновенно трагической, что не могла оставить равнодушным и отечественного, и зарубежного зрителя.

В общей сложности только за год две серии картины посмотрели более 135 миллионов человек. Она стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а Голливудской академией киноискусства признана одной из пяти лучших в мире картин года.

2020 04 21 Rostockii 14В 1977 году С. Ростоцкий снял один из самых известных своих фильмов — картину по произведению Троепольского «Белый Бим — Черное ухо».

Судьба фильма была нелегкая. Режиссёру не давали её снимать целых три года. Её главный герой — собака. Но картина эта не о собаке, а об индивидуальности, которая, попав в ложные, враждебные обстоятельства, может не раскрыться. В этом её философский смысл. Фильм был удостоен Ленинской премией, моим разбитым сердцем, Гран-при фестиваля в Карловых Варах, а также многих других наград.

Даже если бы он снял только один фильм «А зори здесь тихие» по книге Бориса Васильева, Станислав Ростоцкий всё равно занял бы одно из наиболее почётных мест в истории советского кинематографа. До сих пор эту картину признают лучшей из лент о Великой Отечественной войне. Красивый, талантливый, обаятельный. Мало кто знал, что ещё в молодости он прошел войну, остался без ноги и стал инвалидом. Но это не мешало ему проводить напряжённые съёмки, танцевать и скакать на лошади. Как итог – две номинации на «Оскар», любовь и признание зрителей, фильмы, впечатлившие не одно поколение.

 

Ростоцкий Станислав Иосифович

фильмография

РОЛИ В КИНО

2002-2009  Разведенные мосты  ::  человек с удочкой на табуретке

1998 На ножах  ::  Синтянин

1935-1936  Бежин луг  ::  эпизод

УЧАСТИЕ В ФИЛЬМАХ

1995 Чтобы помнили (документальный)

1995 Екатерина Савинова | Фильм 9

1964 Я - кинолюбитель (документальный)

АРХИВНЫЕ КАДРЫ

2010 Больше, чем любовь (документальный)

2010 Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова

2007 Острова (документальный)

2007 Станислав Ростоцкий

2006 Как уходили кумиры (документальный)

2006 Станислав Ростоцкий

РЕЖИССЕР

1989 Из жизни Фёдора Кузькина

1985 И на камнях растут деревья | Trees Grow on the Stones Too | Dragens fange (СССР, Норвегия)

1980 Эскадрон гусар летучих

в титрах - Степан Степанов

1979 Профессия – киноактёр (документальный)

1976 Белый Бим Черное ухо

1972 ... А зори здесь тихие

1968 Доживем до понедельника

1965, 1966  Герой нашего времени

1963 Зимние этюды (короткометражный)

1962 На семи ветрах

1959 Майские звёзды | Májové hvézdy (СССР, ЧССР)

1957 Дело было в Пенькове

1955 Земля и люди

СЦЕНАРИСТ

1989 Из жизни Фёдора Кузькина

1985 И на камнях растут деревья | Trees Grow on the Stones Too | Dragens fange (СССР, Норвегия)

1979 Профессия – киноактёр (документальный)

1976 Белый Бим Черное ухо

1972 ... А зори здесь тихие

1970 Как стать мужчиной (киноальманах)

1965, 1966  Герой нашего времени

1962 На семи ветрах

1957 Дело было в Пенькове

последнее обновление информации: 10.12.2018

 

Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ Полная версия фильмографии

Подробнее на Кино-Театр.РУ смотреть

 

Рекомендуем к просмотру:

Станислав Ростоцкий / Острова / Телеканал Культура

"А зори тихие. Станислав Ростоцкий" часть 1 (1996 , док.)

"А зори тихие. Станислав Ростоцкий". часть 2 (1996, док)

"Тайны кино": Станислав Ростоцкий - Москва 24

Встреча в концертной студии Останкино со Станиславом Ростоцким 1988 г

 

5 легендарных фильмов Станислава Ростоцкого.docx

  • Просмотров: 1690

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.

Защитный код
Обновить

295001
Российская Федерация
Республика Крым
г. Симферополь,
ул. Крылова, 37
(3652) 27-53-57
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Яндекс.Метрика Разработка сайтов. Настройка Битрикс24
We use cookies
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации пользовательского опыта и удобства при использовании нашего сайта. Нажимая кнопку «Принимаю» вы соглашаетесь с условиями обработки ваших персональных данных, собираемых при помощи cookie. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках вашего браузера.