Что есть Телевидение – искусство или СМИ?
Долгие годы в недрах телевидения существовала эта дилемма. Журналисты посмеивались, что спор об искусстве не имеет основания, а искусствоведы доказывали, что искусство и на телевидении есть.
«Была и есть в Телевидении некая тайна, что тянет к себе, заставляет пытаться разгадать ее, тайну, скрытую в этом кентавре, вылитом из высокой техники и настоящего искусства» – утверждала Ольга Васильевна Кознова, легенда советского телевидения, более 40 лет посвятившая себя ему.
Тем не менее, именно искусство пришло на телевидение в первые же дни его жизни – короткие эфиры составляли из показов художественных фильмов, концертных номеров, встреч перед камерой с известными людьми, а это были, в основном, люди искусства.
В конце 50-х, после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, на телевидение пришли журналисты, и это стало началом стремительного развития художественной публицистики и телевизионного искусства. Так зародились и стали формироваться новые телевизионные жанры – телевизионное кино, телевизионный театр, телевизионная эстрада.
Рассказать обо всем в одной статье – невозможно. Попытаемся хотя бы обозначить основные направления и предлагаем посмотреть то, что было создано в недрах Центрального телевидения и стало уже историей.
Телевизионное кино.
Вместе с развитием телекино на телевидение пришли и кинематографисты – операторы, режиссеры. Снимать кино должны были профессионалы. Это сегодня журналисты берут камеру в руки и снимают свои сюжеты сами иногда, а в то время все снимали на кинопленку и для этого нужны были специалисты. Многие легендарные режиссеры и операторы документального кино начинали свою работу на телевидении.
Телевизионное документальное кино стало неотъемлемой частью многих очень популярных телепередач. Фильмы снимали для них, а иногда фильм становился основой телепрограммы.
Учитывая специфику телевидения происходило слияние журналистики и кинематографа. Своеобразие телефильма заключалось в коммуникативном эффекте включенности в телепрограмму. Его драматургия и поэтика были обусловлены существованием в рамках программы, в потоке передач. Телевизионный фильм использует присущие телепередачам методы – репортажные фрагменты, интервью, многокамерную съемку, доведя их до совершенства и достигая монтажом эффекта образности. Еще одно отличие телефильма – это обязательное участие в кадре и за кадром журналиста, расследователя, ведущего. С 80-х годов фигура публициста, комментирующего отснятые эпизоды и организующего действие перед камерой, все чаще становится ведущим элементом драматургического решения фильма.
С 60-х формируется и видовое разнообразие телевизионных документальных фильмов: фильм-портрет, фильм-расследование, фильм-репортаж, видеозарисовка.
Посмотри:
60-е – 70-е годы
Самарий Зеликин, «Шинов и другие»,
https://www.youtube.com/watch?v=vWTgsxDrRiY
Елена Смелая, «Женька из 4 «В»,
https://www.youtube.com/watch?v=_tuEjRRkJkw
Марина Голдовская, «Аркадий Райкин»,
https://www.youtube.com/watch?v=MHn6_JP8Uzw
Алексей Габрилович, «Альфа и Омега»,
https://www.youtube.com/watch?v=dT00EN8RAY8
Мы - молодая гвардия. Подняты по тревоге,
https://www.youtube.com/watch?v=vEs-LhhqY0E
Виктор Лисакович, «Катюша»,
https://www.youtube.com/watch?v=B2u_vxB5Xxk
В 80-е – 90-е большой популярностью пользовались телепрограммы, основанные на телевизионных расследованиях, специальных репортажах. Мы с упоением смотрели фильмы, созданные для передач Галины Шерговой, Александра Невзорова, Александра Политковского, Юлиана Семенова, Артема Боровика, Николая Сванидзе, Леонида Млечина.
Телевизионное художественное кино
В 1964 году на телеэкраны выходит первый советский многосерийный художественный фильм – «Вызываем огонь на себя» реж. Сергей Колосов. Фильм был посвящен партизанам и подпольщикам, сражавшихся в тылу у врага во время Великой Отечественной войны.
https://www.youtube.com/watch?v=WYWjVP8KGlM
Сегодня телевизионный многосерийный фильм, телесериалы производят почти все телеканалы. Это самый популярный жанр телевидения.
Еще одно направление – это научно-просветительские серии «Жизнь на земле» и «Живая планета», исторические фильмы.
Художественное телевизионное кино или как его еще называют телемуви – это телевизионный фильм, который отличается небольшим бюджетом и простотой сюжета. По своей форме он похож на спектакль – небольшое количество актеров, действие происходит чаще всего в помещении, как правило, актеры развернуты на камеру, сюжет развивается неспешно, с повторами, чтобы телезритель не упустил что-то важное, выйдя на кухню за чаем или отвлекшись на телефонный звонок. На всех каналах можно увидеть такой фильм, особенно в выходные. Чаще всего, это мелодрамы или комедии.
Телевизионный спектакль.
Вначале это были записи или трансляции популярных театральных постановок. На советском телевидении с 60-х годов спектакли стали ставить на телеканалах, так появилось новое направление – телеспектакль. Для постановки привлекались ведущие театральные режиссеры - Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, позже Марк Захаров, Михаил Казаков, другие. Инсценировали, в основном, недраматические произведения, по рассказам А. П. Чехова, повестям А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, романам Т. Манна, Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского и многим другим классическим произведениям.
Со временем у телевизионного театра появились и собственные пьесы; так, Ольга и Александр Лавровы специально для него писали сценарий сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», который изначально задумывался и запускался в производство как многочастный телевизионный спектакль. Михаил Анчаров написал телевизионную повесть «День за днём», на основе которой Всеволод Шиловский и Лидия Ишимбаева создали популярный в начале 70-х годов многосерийный телеспектакль. В этих спектаклях играли замечательные советские актеры – Леонид Каневский, Эльза Леждей, Георгий Мартынюк, Вячеслав Невинный, Нина Сазонова, Алексей Грибов, Юрий Горобец, Алексей Эйбоженко и другие. Полноправной участницей телевизионных спектаклей становилась музыка, которую писали специально для них ведущие композиторы советской эпохи, в том числе А. Шнитке, Э. Артемьев, Э. Денисов и Д. Тухманов.
«День за днем», 1971,
https://www.youtube.com/watch?v=_ClOLc47KyM
«Следствие ведут знатоки», 1971 г., серия 6,
https://www.youtube.com/watch?v=wChFziBff-c
«Маскарад», Михаил Казаков, 1985
https://www.youtube.com/watch?v=aOynM7L-aW8
Телевизионный балет
Отдельные балетные номера снимались для телевидения еще в 40-х годах. Как разновидность телевизионного спектакля, сложился в 60-х годах. Классикой жанра стали поставленные режиссёром Александром Белинским в содружестве с балетмейстером Дмитрием Брянцевым, а потом с Владимиром Васильевым, телевизионные балетные спектакли «Галатея», «Старое танго», «Жиголо и Жиголетта», «Анюта» https://www.youtube.com/watch?v=yYkJ9GQY_6o, «Дом у дороги», «Женитьба Бальзаминова». Телеэкран сумел по-новому раскрыть талант Екатерины Максимовой, приблизив к зрителю особую пластику внутреннего переживания героев через драматургию хореографии.
Телевизионные версии лучших классических балетов из Большого и Мариинского театров дали возможность жителям самых отдаленных сел и маленьких городов увидеть спектакли, о которых они и мечтать не могли в исполнении звезд советского балета.
С 60-х годов на телевидении появились Телевизионные оперные спектакли – первый из них «Демон», реж. Виталий Головин,
https://www.youtube.com/watch?v=NVKHQK9QEIw
телевизионные водевили, оперетты, музыкальные фильмы концерты, бенефисы.
И.Кальман. Сильва. Московский театр оперетты (1976), реж. Наталья Баранцева, https://www.youtube.com/watch?v=eKfZBJq0RQc .
В недрах телевидения родился и музыкальный клип – визуализированная песня. Сегодня существует множество телеканалов, где транслируют только музыкальные клипы.
Так что, решайте, телевидение это искусство или нет?
- Просмотров: 1068