mincult logo 

Возникновение и развитие кинопроката в Крыму

Первые упоминания о кинематографе и кинопрокатной деятельности в Крыму относятся к концу XIX века. В то время стационарных кинотеатров ещё не существовало. Кинопоказы осуществлялись с помощью передвижной аппаратуры, принадлежавшей частным предпринимателям, которые переезжали из одного города в другой. Обычно для показа кинокартин ими арендовались здания стационарных и летних театров. Первые такие киносеансы в Крыму состоялись в 1897 г. Вот как описывал их в своих воспоминаниях непосредственный участник событий, киномеханик Ю.Будяк: «В Симферополе я был свидетелем трагикомических событий. Когда с экрана на зрителей устремился морской прибой – в партере началась паника. Публика настолько перепугалась, что ринулась к выходу, опрокидывая и ломая стулья. Многие дамы упали в обморок. Сеанс пришлось прекратить. Чуть больше повезло предпринимателям в Севастополе и Керчи, однако и в этих городах финансовые дела «киногастролёров» не были блестящими»[1].

В последующие годы стали появляться и первые стационарные кинотеатры (т.н. «синематографы»), также принадлежащие частным лицам – к 1913 г. на территории Таврической губернии их насчитывалось более 20. В январе 1916 г. на ул. Дворянской (сейчас – ул. Горького) в Симферополе было открыто здание кинотеатра «Баян» со зрительным залом на 800 мест, построенное по проекту знаменитого российского архитектора Н.П.Краснова. «Баян» принадлежал местному предпринимателю Леониду Сухомлинову, который начал заниматься кинопрокатной деятельностью в Симферополе ещё с 1904 г.[2] На экране в основном демонстрировались фильмы зарубежного производства, однако постепенно в репертуаре появляются и отечественные киноленты. Некоторые из них снимались в Крыму, как, например, первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (1911), снятый киноателье А.А. Ханжонкова. Весной 1917 г. А.А. Ханжонков переезжает в Ялту, где организует первое в Крыму предприятие, занимавшееся кинопроизводством полного цикла. В 1919 г. оно было национализировано и на этой базе в 1922 г. возникла Ялтинская кинофабрика (позже – киностудия)[3].

После установления советской власти, как кинопроизводство, так и кинопрокат попадают под контроль со стороны государства. Это было обусловлено не только идеологическими, но и экономическими причинами. 27 августа (сейчас этот день отмечается как День российского кино) 1919 года Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР был издан декрет о национализации «всей кинематографической и фотографической торговли и промышленности» и закреплении их в ведении Народного комиссариата просвещения. Однако на территории Крымского полуострова советская власть окончательно была установлена только в ноябре 1920 г., из-за чего национализация кинопроизводства и кинопроката здесь произошла позже, чем в центральных губерниях Советской России. Приказом Революционного комитета Крыма от 22 декабря 1920 г. все движимое и недвижимое имущество как театров, так и кинотеатров, было национализировано и передавалось подотделу искусств Крымского отдела народного образования[4].

Последующие 70 лет развитие отечественной киноиндустрии осуществлялось в условиях советской системы. 19 декабря 1922 г. было принято постановление СНК РСФСР о преобразовании фото-кино отдела Народного комиссариата просвещения в Центральное Государственное фото-кино предприятие (Госкино)[5]. Госкино передавались все кинофабрики, киноателье и кинотеатры РСФСР (в других союзных республиках действовали свои организации с аналогичными функциями), а также монопольное право вести кинопрокатную деятельность на территории республики. В 1924 г. эта государственная структура была преобразована во Всероссийское фото-кинематографическое акционерное общество «Советское кино» (Совкино)[6]. Акционерами этого общества являлись только государственные организации. В Крымской АССР, которая на тот момент находилась в составе РСФСР, было создано структурное подразделение этого акционерного общества – Крымская областная контора «Совкино» (точная дата создания на данный момент не установлена).

Основной особенностью кинопрокатного дела 1920-х гг. являлось то, что в рамках т.н. «новой экономической политики» был временно возобновлена частная кинопрокатная деятельность. Её осуществляли частные предприниматели (т.н. «нэпманами»), которые брали в аренду у государства ранее национализированные кинотеатры и кинооборудование. При этом государственные органы кинематографии (Госкино, затем – Совкино) получили монопольное право кинопроката на всей территории РСФСР. Поэтому не только «нэпманы», но и все другие советские организации (например, рабочие клубы), должны были в обязательном порядке приобретать у них лицензию на каждый демонстрируемый фильм, отдавая за это до 70% кассовой выручки. Кинопрокат стал одним из важных источников денежных поступлений в госбюджет. В этих условиях был временно ослаблен контроль над политическим содержанием отечественных и зарубежных фильмов. Многие из них носили развлекательный или даже откровенно вульгарный характер, но допускались в прокат, поскольку давали большие кассовые сборы. Вся система кинопроката 1920-х ориентировалась на получение максимальной прибыли с наименьшими затратами. Не ремонтировались здания кинотеатров, практически не обновлялось их оборудование. В основном использовалась национализированная в 1919 г. устаревшая кинотехника[7].

Однако в конце 1920-х гг., после начала сталинских преобразований в СССР, частное предпринимательство в сфере кинопроката было ликвидировано. Организациями, осуществлявшими кинопрокатную деятельность, стали государственные кинотресты, действовавшие на принципах хозрасчета. Количественные показатели их деятельности были заложены в пятилетние планы развития народного хозяйства. Постановлением СНК СССР от 11 февраля 1933 г. было создано Главное Управление кино-фото-промышленности (ГУКФ) при СНК СССР (ГУКФ) с выделением из него республиканских трестов по производству и прокату фильмов. На территории РСФСР был образован трест по прокату кинокартин «Роскино», который должен был иметь свои подразделения в регионах. Соответственно, с 1 января 1934 г. в Крымской АССР начал действовать Крымский трест по кинофикации (в некоторых документах он называется Государственным трестом «Крымкино»). Этот трест был создан на основании постановления СНК РСФСР от 14 ноября 1933 г. «О реорганизации управления киносетью на территории РСФСР»[8]. Согласно этому документу во всех регионах РСФСР создавались тресты по кинофикации, сочетающие организационно-управленческие и хозяйственно-финансовые функции. На момент создания Крымского треста кинофикации в его распоряжении находилось 23 стационарных кинотеатра, из которых лишь 3 (в Симферополе, Севастополе и Керчи) имели технику для показа звукового кино. Вскоре началась активная работа по ремонту и техническому переоснащению кинотеатров. Были закуплены 32 специальные автомашины-кинопередвижки, предназначенные в основном для выездной работы в сельской местности. Общее количество киноустановок в Крымской АССР увеличилось с 315 единиц в 1933 г. до 637 единиц в 1940 г. (из них 333 – в сельской местности). Количество посетителей киносеансов на территории автономной республики возросло с 5,6 млн. в 1934 году до 12,8 млн. в 1938 году[9]. Но поскольку в стране активно велось строительство большого количества новых промышленных предприятий, то на постройку новых кинотеатров денежных средств и строительных материалов не хватало. Одним из вариантов решения этой проблемы стало открытие кинотеатров в изъятых у религиозных организаций культовых сооружениях. Так, Севастопольский кинотеатр Дома культуры Черноморского флота был открыт в здании бывшего православного собора. Кинотеатры дореволюционной постройки получили новые названия: симферопольский кинотеатр «Ампир» был переименован в «Прожектор», «Лотос» – в «Спартак», «Баян» – в «Звезду революции» (позже – «Большевик»).

Важной задачей, поставленной советскими органами культуры в 1930-е гг., было расширение сети стационарных звуковых кинотеатров. Например, специальное постановление СНК РСФСР от 16 февраля 1935 г. содержало директиву о создании 406 звуковых кинотеатров в районных центрах республики, 8 из которых предполагалось разместить на территории Крымской АССР – в Алуште, Балаклаве, Джанкое, Евпатории, Карасубазаре, Старом Крыму, Феодосии и Судаке[10].

В конце 1930-х – начале 1940-х гг. были предприняты новые шаги по централизации кинопроката и усиления идеологического и финансового контроля за ним со стороны государства. С 1938 г. все киноустановки, не являющиеся собственностью кинотрестов (клубные, профсоюзные, ведомственные), подлежали обязательной регистрации и должны были осуществлять отчисления за прокат кинокартин по единому для всей территории РСФСР тарифу. Также была введена фиксированная цена билетов на киносеансы.

28 марта 1940 г. Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР был утвержден приказ «Об объединении трестов кинофикации с управлениями кинофикации»[11]. Выполняя это постановление общесоюзного органа СНК Крымской АССР своим решением от 10 апреля 1940 г. создало единое Управление кинофикации Крымской АССР, в состав которого вошло все имущество и кадры ликвидированного треста «Крымкино»[12]. Накануне Великой Отечественной войны наибольшей популярностью у крымских зрителей пользовались такие фильмы, как «Богдан Хмельницкий», «Валерий Чкалов», «Ветер с Востока», «На Дунае», «Дружба», «Парень из тайги» и др.[13]

С 14 октября 1943 по апрель 1944 года Управление кинофикации Крымской АССР находилось в эвакуации в Краснодаре. Патриотический лозунг: «Все для фронта, все для победы» относился и к советскому кинопрокату. После начала Великой Отечественной войны киносеть существенно сократилась, а действующие кинотеатры и кинопередвижки демонстрировали зрителям историко-патриотические, антифашистские, военно-инструктивные кинокартины («Как бороться с зажигательными бомбами», «Химическая защита», «Как бороться с вражескими танками»), а также боевые киножурналы с фронтов.

С 18 апреля 1944 г., спустя всего несколько дней после освобождения Симферополя от немецко-фашистских захватчиков, Управление кинофикации Крымской АССР (с июня 1945 г. – Крымской области) возобновило работу. В первые послевоенные годы оно располагалось в здании по-прежнему, довоенному адресу: Симферополь, улица Субхи, дом 31[14]. В то же время государственные органы вновь вернулись к организационной модели, когда развитием кинопроката занималось два отдельных, но взаимосвязанных органа, одно из которых находилось в подчинении центрального органа, а другое – местных властей. Постановлением СНК СССР от 6 сентября 1944 г. наряду с Управление кинофикации Крымской АССР была возобновлена деятельность Крымской конторы по прокату кинофильмов Государственного управления кинопроката («Главкинопрокат»), находившейся в ведении Министерства кинематографии СССР[15]. Основной задачей данной организации назывался «прокат кинофильмов на всех киноустановках на территории Крымской области». Реализация данной задачи была связана с выполнением следующих функций:

  • организация кинопоказов;
  • эксплуатация и ремонт киноаппаратуры;
  • хранение и реставрирование кинопленок;
  • проведение рекламно-информационных кампаний по привлечению зрителей.

В то же время Крымская контора не имела полномочий по утверждению репертуара демонстрируемых кинофильмов и по цензурному контролю над кинопроизводством – эти функции были возложены на другие государственные и партийные органы[16].

В первые послевоенные годы отрасль кинопроката находилась в очень тяжелом состоянии. Помимо необходимости восстановления зданий кинотеатров и утраченной во время войны киноаппаратуры, подготовки новых кадров, остро стояла проблема «малокартинья», поскольку на протяжении целого ряда лет новые художественные фильмы снимались в очень ограниченном количестве. В сентябре-декабре 1944 г. в Симферополе были организованы курсы киномехаников, на которых прошли профессиональную подготовку 25 чел.[17] а в феврале 1945 г., ещё до окончания Великой Отечественной войны, СНК Крымской АССР своим постановлением обязал Управление кинофикации «полностью использовать имеющиеся стационарные кинотеатры кинопередвижки не допуская простоев и срывов киносеансов»[18]. Однако сложности военного времени и разрушительные последствия оккупации давали о себе знать – к концу 1945 г. была восстановлена работа только 105 киноустановок. В 1948 г. количество киноустановок на территории Крымской области увеличилось до 309, однако лишь 66 из них были широкоформатными[19]. Ежегодное количество посетителей киносеансов в регионе достигло 4,5 млн. чел.[20] Выполнять план кинопоказа помогала демонстрация лучших советских картин довоенного периода, киноверсий спектаклей ведущих театров страны и даже некоторых трофейных фильмов.

27 июля 1954 г. было утверждено Положение об Отделе кинофикации и кинопроката Управления культуры Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся[21]. Главной задачей Отдела называлось «руководство делами кинофикации и эксплуатации киносети на территории Крымской области». На тот момент Крымская область уже была передана из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Только к середине 1950-х гг. число киноустановок в Крыму достигло довоенных показателей, хотя теперь это были уже более современные в техническом отношении аппараты. Просмотр кинокартин оставался одним из самых популярных и доступных видов проведения досуга: по статистике тех лет горожане в среднем посещали киносеансы 16 раз в год, а сельские жители – 5 раз в год.

4 октября 1963 г. решением Исполнительного комитета Крымского облисполкома № 581 Отдел кинофикации и кинопроката Управления культуры был ликвидирован. Вновь создаются две параллельные организации, действовавшие в данной сфере: Областное управление кинофикации в составе Исполкома областного Совета депутатов трудящихся и Крымская областная контора по прокату кинофильмов Главного управления кинофикации и кинопроката Государственного Комитета Совета Министров УССР по кинематографии[22]. Если в 1958 г. на территории Крымской области действовало 830 киноустановок, то к середине 1960-х гг. их количество достигло 1900[23]. Теперь стационарные киноустановки имелись не только в городах и районных центрах, но и в каждом колхозе и совхозе области. Ежегодное количество посетителей киносеансов в этот период достигало 40-50 млн.[24], среди которых были не только крымчане, но и значительное количество приезжающих в Крым отдыхающих и туристов. И это несмотря на то, что все большее распространение получают телевизоры. Репертуар демонстрируемых кинокартин определялся путем тематического планирования, которое в процентном отношении определяло удельную долю в прокате фильмов, снятых на киностудиях национальных союзных республик, в социалистических странах и капиталистических странах. Помимо художественных на экранах кинотеатров демонстрировались документальные и мультипликационные фильмы, киножурналы. В обслуживании государственной сети кинопроката на территории Крымской области было занято 2350 сотрудников[25]. Именно во второй половине 1965-х – первой половине 1970-х гг. на территории СССР в целом и в Крымской области наблюдались самые высокие показатели кинопосещаемости. На одного жителя области приходилось в среднем более 20 кинопосещений в год. Кинематограф являлся тем видом искусства, который давал наиболее постоянный и все возрастающий доход в государственный бюджет. Затраты на строительство типового кинотеатра окупалось в среднем за 2 года эксплуатации. В 1956 г. в Симферополе был открыт кинотеатр «Симферополь», в 1958 г. – «Звезда», в 1961 г. – «Мир», в 1966 г. – «Космос»[26].

В то же время все очевиднее становились недостатки самой организации советской системы кинопроката. Прокатные конторы на местах являлись конечной инстанцией по пути картин на киноэкран, их деятельность была строго регламентирована различными инструкциями и нормативами. Они занимались хранением и техническим использованием фильмофонда, но практически не могли влиять на репертуар и получаемое количество копий того или иного кинофильма – эти вопросы решались республиканскими или общесоюзными органами.

Во второй половине 1970-х – 1980-е гг. повсеместно наблюдается снижение основных показателей работы кинопрокатной сети, что объяснялось массовым распространением телевизоров и появлением новых популярных форм организации досуга советских граждан. Кроме того, меняются зрительские предпочтения аудитории – все меньшим интересом пользуются «серьезные» фильмы (киноэпопеи, кинороманы, киноповести), вытесняемые на экранах мелодрамами, комедийными и приключенческими фильмами. Популярность основной массы зарубежной кинопродукции была выше, чем у советских фильмов. Во второй половине 1980-х гг. многие кинотеатры, особенно расположенные в курортных городах Крыма, морально и технически устарели. В одном из официальных документов 1986 г. констатировалось: «в наиболее трудном положении находится городская киносеть курортной зоны Крымской области. Построенные там в 50-60-х годах кинотеатры, а также приспособленные под кинопоказ помещения в настоящее время пришли в ветхое состояние, а многие, не пригодны для дальнейшей эксплуатации без проведения срочной реконструкции или капитального ремонта. Большинство кинотеатров Крыма имеют неудовлетворительную вентиляцию, плохую видимость экрана из-за недостаточного подъема пола в залах, оснащены некачественной и изношенной мебелью»[27].

В годы «перестройки» кинотеатры теряют ещё большее количество своих зрителей из-за массового распространения видеосалонов и видеопроката, открываемых на основе новых законодательных актов о развитии кооперативного движения и индивидуального предпринимательства. В качестве ответной меры органы власти принимают решение о создании киновидеобъединений (КВО), которые в том числе должны были развивать государственную сеть видеосалонов на принципах хозрасчета. С 1 октября 1988 г. Областное управление кинофикации и Областная контора по прокату кинофильмов были ликвидированы. На их базе по Решению Крымоблисполкома № 294 от 6 октября 1988 г. было создано Производственное объединение (ПО) «Киновидеопрокат» Министерства культуры Крыма, в состав которого в качестве юридических лиц входили Джанкойское, Евпаторийское, Керченское, Феодосийское, Ялтинское отделения по прокату кинофильмов. В ноябре 1989 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии», которое фактически ликвидировало ту систему отношений в киноотрасли, которая существовала на протяжении всего советского периода. Впервые с 1919 г. разрешалось частное кинопроизводство и продажа фильмов. Кинопроизводители напрямую или через посредников теперь должны были самостоятельно выстраивать свои отношения с кинопрокатными организациями и даже отдельными кинотеатрами.

В 1997 г. по приказу № 155 Министерства культуры Автономной Республики Крым от 18 июня 1997 г. ПО «Киновидеопрокат» было реорганизовано в Крымское республиканское предприятие «Киновидеопрокат» Министерства культуры Автономной Республики Крым со статусом единого юридического лица (в то время как региональные отделения по прокату кинофильмов лишились статуса отдельных юридических лиц. 10 февраля 2006 года Симферопольским горисполкомомом был зарегистрирован Устав КРП «Киновидеопрокат», который действовал до его ликвидации в 2014 г.

После вхождения Республики Крыма в состав Российской Федерации учреждение приобрело новый статус. Согласно свидетельство о государственной регистрации от 22 декабря 2014 г. организация получает название Государственное бюджетное учреждение Республики Крым (ГБУ РК) «Крымский киномедиацентр». Целью его работы является разносторонняя творческая деятельность в сфере кинематографии: организация киноклубной работы, проведение кинолекториев и киноуроков для учащихся средних и высших учетных заведений, кинообразовательная деятельность, поддержка любительского и профессионально кино, организация кинофестивалей и кинопраздников, творческих встреч с деятелями киноискусства, жанровых и тематических показов, ретроспектив и премьер лучших и зарубежных кинолент, создание собственной аудиовизуальной продукции.


[1] Цит. по: Нестеровский К. Первые киносеансы в Крыму // Курортная газета. – 1968. – 4 августа.

[2] Ржавская Л.С. Кинотеатры Симферополя // Симферополь на перекрестках истории: материалы научно-практической конференции. – Симферополь, 2016. – С. 116.

[3] Советскому Крыму двадцать лет. 1920-1940. – Симферополь: Крымгосиздат, 1940. – С. 199-200; История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / Под ред. В.И. Фомина. – М.: Минкульт РФ; ВГИК, 2012. – С. 61.

[4] Ревкомы Крыма: Сборник документов и материалов. – Симферополь: Крым, 1968. – С. 147.

[5] О преобразовании фото-кино отдела Народного Комиссариата Просвещения в Центральное Государственное фото-кино предприятие // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. – 1923. – №1 (25 января). – Отдел первый. – Ст. 4.  

[6] История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / Под ред. В.И. Фомина. – М.: Минкульт РФ; ВГИК, 2012. – С. 163.

[7] Государственный архив Республики Крым (далее ГА РК). – Ф. Р-1686. – Оп. 1. – Д. 23. – Л. 1.

[8] ГА РК. – Ф. Р-1686. – Оп. 1. – Д. 23. – Л. 1; Постановление СНК РСФСР от 14.11.1933 г. «О реорганизации управления киносетью на территории РСФСР» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawru.info/dok/1933/11/14/n1196899.htm.

[9] ГА РК. – Ф. Р-1686. – Оп. 1. – Д. 23. – Л. 2-6: Материалы к отчету правительства Крымской АССР VIII Съезду Советов Крымской АССР. – Симферополь: Крымгосиздат, 1935. – С. 152.

[10] О сети новых звуковых кино в районных центрах. Постановление СНК РСФСР от 16.02.1935 г. № 116 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=23287#0

[11] ГА РК. – Ф. Р-2697. – Оп. 4. – Д. 47. – Л. 47-47об.

[12] ГА РК. – Ф. Р-2697. – Оп. 4. – Д. 47. – Л. 48.

[13] Кино в уборочную // Красный Крым. – 1941. – 25 июня.

[14] ГА РК. – Ф. Р-2697. – Оп. 4. – Д. 47. – Л. 8, 114.

[15] ГА РК. – Ф. Р-3777. – Оп. 1. – Д. 1. – Л. 1.

[16] ГА РК. – Ф. Р-3777. – Оп. 1. – Д. 1. – Л. 2-4, 5-7.

[17] ГА РК. – Ф. Р-2697. – Оп. 3. – Д. 1. – Л. 148.

[18] ГА РК. – Ф. Р-2697. – Оп. 3. – Д. 1. – Л. 2.

[19] ГА РК. – Ф. Р-3777. – Оп. 1. – Д. 3. – Л. 1.

[20] Максименко М. Развитие социалистической культуры в Крыму. – Симферополь: Крымиздат, 1963. – С. 69.

[21] ГА РК. – Ф. Р-2697. – Оп. 3. – Д. 151. – Л. 1-2.

[22] Здесь и далее информация о структурных преобразованиях органов кинофикации и кинопроката в Крыму даны на основе текущего архива ГБУ РК «Крымский киномедиацентр».

[23] ГА РК. – Ф. Р-2697. – Оп. 3. – Д. 494. – Л. 1.

[24] Максименко М. Развитие социалистической культуры в Крыму. – Симферополь: Крымиздат, 1963. – С. 70.

[25] ГА РК. – Ф. Р-2697. – Оп. 3. – Д. 495. – Л. 9.

[26] Ржавская Л.С. Кинотеатры Симферополя // Симферополь на перекрестках истории: материалы научно-практической конференции. – Симферополь, 2016. – С. 118-119.

[27] Цит. по: История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / Под ред. В.И. Фомина. – М.: Минкульт РФ; ВГИК, 2012. – С. 1475.

 

  • 15_апр_стр4
  • 15мая_стр4_1
  • 18июн_стр4
  • 25июн_стр4
  • 2апр_стр4
  • 30апр_стр4
  • справка00
  • справка0000
  • справка001
  • справка001А
  • справка002
  • справка002А
  • справка003
  • справка003А
  • справка004
  • справка004А
  • справка005
  • справка005А
  • справка006А
  • справка007
  • справка007А
  • справка008
  • справка008А
  • справка009
  • справка009А
  • справка010
  • справка011
  • справка012
  • справка013
  • справка014
  • справка015
  • справка016
  • справка017
  • справка017_копия
  • справка018
  • справка019
  • справка020
  • справка022
  • справка023
  • справка024
We use cookies
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации пользовательского опыта и удобства при использовании нашего сайта. Нажимая кнопку «Принимаю» вы соглашаетесь с условиями обработки ваших персональных данных, собираемых при помощи cookie. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках вашего браузера.