mincult logo 

С ПРИРОДОЙ ОДНОЮ ОН ЖИЗНЬЮ ДЫШАЛ!

«С природой одною он жизнью дышал

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав  прозябанье».

25 января 1832 года родился один из самых популярных российских художников  Иван Иванович Шишкин. Иван Иванович явился создателем русского эпического пейзажа. Наследие Шишкина огромно: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, множество гравюр офортов. Титанический труд вызвал к себе глубокое уважение со стороны современников.
И. Шишкин родился в городе Елабуге на Каме в купеческой семье. Благодаря своему отцу, страстному любителю природы, он еще в детстве открыл для себя ее величие и красоту. С 1852 по 1856 год он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1856 по 1860 год – в Петербургской Академии художеств. Здесь сложились его взгляды как человека и художника. 70-90 годы XIX века – пора высших творческих достижений Шишкина, к числу которых, безусловно, принадлежит его знаменитая «Рожь» (1878).  

Шишкин 2
В картине «Рожь» И.И. Шишкин создал величавый образ русской земли, неоглядно-просторной, суровой и прекрасной. Для своей картины художник выбрал полотно довольно большого размера и горизонтального формата и построил композицию так, что дорога невольно ведет наш взгляд в бесконечную глубину золотистого моря ржи. Сосны в этой картине сравнивали с могучими богатырями, стоящими посреди широкого поля.
С картинами А.К. Саврасова и Ф.А. Васильева хочется остаться наедине, эпически-величавый мир произведения И.И. Шишкина обращен сразу ко многим людям. Это типичнейший русский равнинный пейзаж. Картина производит сильное впечатление благодаря необычайной жизненности мотива, внутренней цельности образа и глубине выражения художественной идеи. Чувствуется, что, создавая ее, художник был преисполнен огромной веры в богатства природы, которыми она щедро награждает труд человека. В картине И.И. Шишкина рожь – это дело рук народа, результат творческой силы и размаха, присущих русским людям.
 В 1884 году И. Шишкин исполнил другое не менее известное произведение – картину «Лесные дали». Эта картина написана свободно и широко. Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, где-то вдалеке, среди темной зелени, голубеет лесное озеро или излучина реки. В этом произведении Шишкин решал сложные и во многом новые для себя живописные задачи: разнообразен и сложен по цвету бескрайний зеленый массив, но легкая дымка утреннего тумана, окутывающего дали, помогла художнику объединить все цвета в единой спокойной красочной гамме. Общий холодный голубовато-зеленый тон картины как бы несет в себе дыхание северного лета. Художественный язык картины Шишкина «Лесные дали» строг, размерен, величав. Как и во всех лучших его работах, образ природы строится на сочетании глубокого знания натуры и высокой степени эпического обобщения.  

Шишкин 3
Ученик Академии, Шишкин сохранил тяготение к монументальным размерам, к приоритету светотени и рисунка над цветом, он стремился к созданию общего впечатления могущества, силы, величия русской природы. Его природа статична, передана иногда протокольно сухо. Но он ищет в ней не переменчивого, что привлекало, например, импрессионистов, а извечного. Не смена времени года или суток, как у Клода Моне, а нечто незыблемое, постоянное: расцвет лета, спелая рожь, вечнозелёные сосны и т.д.
И. И. Шишкин по-настоящему большой художник, и это уже хорошо понимали его современники. Так, И.Н. Крамской писал, что «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». Известный художественный критик В. Стасов писал: «Только то и искусство, великое, нужное и священное, которое не лжет и не фантазирует, которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается, и, позабыв прежнее барское деление сюжетов на высокие и низкие, пылающею грудью прижимается ко всему тому, где есть поэзия, мысль и жизнь» («Наши художественные дела»). Стасов склонен порою был считать тягу к выражению больших, волнующих общество идей одним из характерных национальных признаков русского искусства.

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.

Защитный код
Обновить