«Выше этого счастья нет!»

В день юбилея (70 лет) К.С. Станиславского прозвучали сердечные слова М. Горького: «Вы, дорогой Константин Сергеевич, удивительно много сделали и ещё немало сделаете в своей области для счастья нашего народа, для роста его духовной красоты и силы. Почтительно кланяюсь Вам, красавец человек, великий артист и могучий работник, воспитатель артистов».
Родился этот красивый человек и великий артист и режиссёр 17 января в 1863 году в Москве (настоящая фамилия Алексеев). Мир узнал К.С. Станиславского не только как великого артиста, режиссёра, но и как педагога, реформатора театра, создателя знаменитой актёрской системы, которая на протяжении века имеет огромную популярность в России и в мире. Одним из первых в Советском государстве удостоен звания Народный артист СССР.
Его родители принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам. В 1877 году Станиславский впервые выступил на домашней сцене. Здесь он впервые сыграл много ролей в водевилях, опереттах и разных пьесах. В 1888 году Станиславский выступил в качестве одного из основателей Общества искусства и литературы. А уже в 1898 году вместе с В.И. Немировичем – Данченко основал Московский Художественный  театр (МХТ). Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» А.П.Чехова. Затем были поставлены «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» ( 1904) Чехова.  Станиславский и Немирович – Данченко нашли особую манеру исполнения чеховской драматургии, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорация, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ.

Станиславский 2
В 1902 году Станиславский поставил пьесы Горького «Мещане» и «На дне». Эти постановки были пронизаны предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ: в спектакле «Мещане» впервые вышел на сцену новый герой- рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими были поставленные Станиславским и Немировичем – Данченко произведения русской классики: «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906), «Где тонко, там и рвётся» И.С. Тургенева (1912), «Село Степанчиково» по Ф.М. Достоевскому (1917), «Синяя птица» Метерлинка (1908) и многие другие.
Одарённый большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценической внешностью, К.С. Станиславский приобрёл славу выдающегося актёра своего времени. Актёрский талант Станиславского проявился в разноплановых сценических образах. Изумительный образ Доктора Штокмана (Ибсен «Враг народа», Сатин (М.Горький «На дне»). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались его чеховские герои Станиславского: Астров, Вершинин. Сатирическое дарование проявилось у Станиславского проявилось в ролях Фамусова («Горе от ума»), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты»), Аргана («Мнимый больной»). Искусство актёра не только в том, что он говорит на сцене, но и в том, как он слушает партнёров, Станиславский умел замечательно слушать. Это было особенно важно в «Горе от ума» во время монологов Чацкого. Игра Станиславского  во время монолога Чацкого была образцом великолепной мимики, но эта мимика не отвлекала от монолога главного героя.
С 1900-х годов К.С. Станиславский активно разрабатывал учение о творчестве актёра- актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л.А. Сулержицким он организовал при МХТ Первую Студию (1912), чтобы  в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему. Станиславским была осуществлена  реформа сценического искусства и в области музыкального театра. В 1919 году возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем в Оперный театр им. Станиславского.
Деятельность К.С. Станиславского, наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую, российскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие Станиславского.
Великий режиссёр скончался 7августа 1938 года от паралича сердца. Однажды он сказал о себе. О своей жизни: «долго жил. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашёл. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро умирать. Теперь спросите меня: в чём счастье на земле? В познании. В искусстве и в работе. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу – ТАЛАНТ! Выше этого счастья нет».

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ