«НЕ в ту революцию я родился». Георгий Милляр

Один из величайших актёров российского кинематографа Георгий Францевич Милляр родился 7 ноября 1903 года. Сам актёр очень любил дни рождения и праздники. Он всю жизнь сокрушался : «Не в ту революцию я родился», и ежегодно наряду с другими радостными событиями отмечал День взятия Бастилии.

Его отцом был Франц де Мильё, французский инженер-мостостроитель, уроженец Марселя, приехавший в Россию на работу, матерью была дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Алексеевна Журавлёва. Отец Георгия умер в 1906 году в Ялте, когда сыну не исполнилось и трёх лет. Тем не менее, детство мальчика проходило в роскоши. Он воспитывался гувернантками-француженками, изучал языки, музыку, много читал. Ещё до начала Первой мировой войны вдова де Мильё переехала из Москвы в Геленджик, опасаясь нарастающих в стране волнений. После революции 1917 года семья осталась без родных и без денег, дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где Миллярам отвели лишь одну комнату. Впоследствии Георгий сменил фамилию, чтобы не афишировать своё аристократическое происхождение. Знание иностранных языков он всю жизнь не указывал в анкетах, хотя свободно владел французским и немецким. Георгий с детства увлекался искусством, слушал ШаляпинаНеждановуСобинова. Любовь к театру ему привила его тётка, театральная актриса. Ещё в семь лет будущий актёр впервые попробовал нанести грим, попытавшись перевоплотиться в Мефистофеля из «Фауста», однако был разочарован, когда вызвал у родственников смех, а не испуг. По окончании обучения в школе Георгий устроился работать в геленджикский театр бутафором, но, мечтая о сцене, учил все роли. Георгий Милляр 2Дебют актёра состоялся в спектакле «Золушка». Актриса, игравшая заглавную роль, заболела, и Милляр её подменил. Неожиданный дебют прошёл удачно, и Милляр стал в случае необходимости подменять актёров. Так в 1920 году с женской роли началась его актёрская карьера. Милляр стал одним из ведущих актёров театра. В 1924 году он, будучи уже известным провинциальным актёром, поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). Преподаватели насторожённо отнеслись к юноше из-за его непривычной для актёра внешности и проблем с дикцией. «По своим психофизическим данным я был тяжёлым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности… „Консилиум“ педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли…», — вспоминал актёр.
Георгий Милляр обогатил кино целой галереей придуманных им сказочных образов, ставших каноническими, по праву встав в ряд великих советских актёров. Благодаря его фантазии и великолепной игре зрители узнали, как на самом деле выглядят сказочные персонажи, о которых все слышали, но никто не видел наяву. Главным режиссёром в жизни Милляра был, конечно же, Александр Роу. В 1938 году подал заявку на съёмку русской народной сказки «По щучьему велению». С трудом получив на это разрешение киноначальства, он стал набирать труппу. Так к нему среди прочих попал Георгий Милляр, которому досталась эпизодическая роль царя Гороха. На съёмочной площадке театральный актёр удивил Роу тем, что постоянно что-то придумывал для образа. В результате у него получился не лубочный царь, а объёмный персонаж, с особым характером, эдакий самодур на троне. А это пострашнее, чем просто дурак.  С данной картины и началась дружба Георгия Францевича – и личная, и творческая – с режиссёром  Александром Роу. Видя в актёре большой творческий потенциал и понимая, что своими изобретательными находками Милляр порой перегружает образ и характер, режиссёр в следующей их совместной работе «Василиса Прекрасная» дал актёру возможность сыграть сразу три роли: гусара, отца и Бабы Яги.

Георгий Милляр 4 Роу в дальнейшем часто поступал таким образом. Поэтому в его 16 сказках – 30 персонажей, сыгранных Милляром. Режиссёр очень доверял актёрской интуиции талантливого артиста. Авторство экранного образа Бабы-яги полностью принадлежит Георгию Францевичу. Сегодня этот персонаж- канон и уже классика. Милляр считал, что в людях надо воспитывать юмор. Поэтому все его сказочные чудовища, за исключением, может быть, Кащеея Бессмертного из одноимённого фильма, всё-таки обаятельные персонажи и вызывают скорее сочувствие, чем ответную злобу. Георгий Милляр 3Если человека с детства приучать понимать шутки и видеть в страшном комическое, он неизбежно будет стремиться к мудрости. Но как любой комик Милляр мечтал о ролях серьёзных, глубоких. Он не просто грезил сыграть Суворова, Вольтера, Короля Лира, Юлия Цезаря, но ещё и знал, как их сделать. Но киноначальство никогда не позволит поменять амплуа актёру, дабы не вызвать у зрителя странные и ненужные ассоциации. Извечная трагедия шута… Но актёр никогда не жаловался и никогда ничего не просил. Он отдавал свои силы и умения многочисленным эпизодическим ролям, переиграв огромное количество стариков, почтальонов, нищих, прохожих, слуг, солдат, швейцаров, сторожей. Фильмография актёра насчитывает более 100 картин. Его голосом говорят персонажи многих мультфильмов, таких как "Конек-Горбунок" (1947), Чудо-мельница (1950), "Царевна-лягушка" (1954), "Краса ненаглядная" (1958), "Молодильные яблоки" (1974), " Незнайка в Солнечном городе" (1974). В 1988 году Милляру было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Георгий Милляр 54 июня 1993 года Георгий Милляр скончался в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Этого необычного актёра, служившего искусству почти до 90 лет,  придумавшего кинообразы, которые вряд ли когда-то устареют, можно по праву считать светлым рыцарем кинематографа. 

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ