«Работа-это лучшее лекарство от всех бед». Михаил Козаков

Народный артист России, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, художественный руководитель театра «Русская антреприза Михаила Козакова», актёр, режиссёр, декламатор. Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде. Отец известный писатель Михаил Эммануилович Козаков, мать Никитина Зоя Александровна сотрудничала в издательствах. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Е. Щварц, М.Зощенко, А.Мариенгоф, А.Ахматова и многие другие литературные знаменитости. Общение мальчика Миши с большими людьми очнулось в нём впоследствии, когда понадобилась опора для зрелого самоопределения.
Mikhail Kozakov 02Биография Козакова - это яркая честолюбивая жизнь. Он занял совершенно особое, решительно своё место – в кино, в театре, на телевидении, в чтецком деле - в отечественном искусстве в целом. Как актёр он работал во многих театрах: в Театре им. Маяковского, в «Современнике», во МХАТе, в Театре на Малой Бронной, в Ленкоме. По признанию самого Козакова, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое - Охлопков, Ефремов и Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. На сцене театров блистательно играл главные, значимые роли в классическом и современном репертуаре. В кино дебютировал в картине М. Ромма «Убийство на улице Данте». На Козакова обрушилась слава. Актёр начал активно сниматься в картинах различных жанров. «Здравствуйте, я ваша тётя», «Человек – амфибия», «Выстрел», «Соломенная шляпка». Фильмография актёра настолько огромна, что трудно перечислить все фильмы, в которых он заявил о себе как актёр незаурядной, яркой индивидуальности. В 1978 году Михаил Козаков дебютировал как кинорежиссёр, поставив на телевидении фильм «Безымянная звезда». Картина стала несомненной удачей, которая определила его режиссёрский почерк, обозначила творческий стиль. Культовый фильм Козакова «Покровские ворота» вошёл в золотой фонд российской кинематографии.
В фильмах Козакова были репризы, казавшиеся  несколько крамольными тогдашним  телебоссам. Например: «Боритесь за права мужчины... и человека»; «Осчастливить против воли  нельзя. Это я вам говорю как историк». Парадокс, но чем упорней фильм Козакова смешит или насмешничает, тем серьёзней и, больше того грустней предстаёт перед зрителем мир его персонажей. Мир простаков, которые наивны и милы и которых нешуточно жалко. Именно простодушие увидал режиссёр Козаков в эпохе конца 50-х, в её людях, которые разве не были простодушны  в своих «оттепельных» надеждах? В 1997 году вышла «Актёрская книга» Козакова, в которой он рассказывал о прожитой жизни, о разном времени и людях искусства в нем. В интервью Козаков рассказывал: «Многое в этой жизни у меня не получалось: или не давали, или сам не смог... Я очень сожалею о том, что натворил в своей жизни. О несправедливости, которую совершал по отношению к своим близким, друзьям. Полно грехов, полно. Но сказать «жалею, что пошел в актеры» - не могу. Хотя еще в школе думал о юридической профессии. А сегодня, если бы начинал жизнь сначала (очень бы этого не хотелось), стал бы литературоведом».

Mikhail Kozakov 03

Многогранность таланта М. Козакова ярко раскрылась и на концертной эстраде, где он читает поэзию от А. Пушкина до И. Бродского. «Я много читаю, но не считаю себя чтецом, просто я люблю поэзию, люблю читать стихи. И отношусь к этому с профессиональной ответственностью»- говорил актёр о своих чтецких выступлениях. «Для меня это не работа, а отдых, удовольствие. Я никогда не учу стихов наизусть и включаю в программу только те поэтические произведения, которые стали моими. Через стихи зритель узнаёт меня лучше. И как актёр, и как режиссёр я очень люблю поэзию. Нахожу в ней колоссальную отдушину. Для меня огромная радость, когда меня слушают люди. В какие-то трудные моменты моей жизни я обращаюсь к поэзии. И я понял, что через  стихи могу многое рассказать. Пушкин, Цветаева, Мандельштам, Пастернак, Тютчев ». Козаков не чтец-декламатор, а чтец-читатель. В его работах сохранена интимность, личностность общения с поэзией. Он никому ничего не навязывает, он сам вчитывается, сам хочет понять, почему то или иное пленило его слух, и доверчиво приоткрывает перед нами  процесс своего постижения. Ему как исполнителю необходимо было, чтобы стихотворение его чем-то «зацепило», обязательно важным было первое впечатление о произведении. За годы были накоплены множество любимых стихов и прозы и выливаются в прекрасные чтецкие программы.Mikhail Kozakov 05 Михаил Михайлович своим «декламаторским» искусством старался не просто доставить удовольствие, но увлечь, задуматься, по-настоящему заинтересовать, пробудить жажду к новым знаниям. Когда читал Козаков, у слушателя создаётся ощущение, что он знает значительно больше, чем успевает сообщить. Что он не просто хранит в памяти тысячи поэтических строчек, но может любую из них прокомментировать, сопоставить с другими, сослаться на письма, дневники, воспоминания очевидцев. И всё это Козаков делает легко, чтобы нам и в голову не пришло, будто он бравирует своей эрудицией. Козаков вполне искренне не берёт на себя ответственности называться чтецом, позволим себе не согласиться с таким мнением.
В августе 1991 года М. М. Козакову предложили высокооплачиваемую работу в Израиле, после чего он переехал туда вместе с семьёй. В течение четырёх лет играл на иврите в Тель-Авивском камерном театре; кроме того, создал русскую труппу (антрепризу), с которой подготовил четыре спектакля. Вернулся на Родину в Россию, где возглавил «Русскую анрепризу Михаила Козакова».
Ушёл из жизни 22 апреля 2011 года после продолжительной болезни в клинике израильского города Рамат-Ган близ Тель-Авива. Михаил Козаков похоронен 27 апреля в Москве на Введенском кладбище  рядом с родителями, как и завещал великий актёр.

Mikhail Kozakov 06

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить