"В мир кино я вступил лишь в надежде создать из своей жены звезду». (Жан Ренуар)

 

Renoir 2Жан Ренуар родился в Париже 15 сентября 1894 года, когда его отцу — знаменитому художнику- импрессионисту Огюсту Ренуару было 53 года. Жан вырос в доме, в котором во главу угла ставилась творческая экспрессия через интеллектуальную деятельность. Их дом всегда был открыт для постоянного потока людей искусства. Маленький Жан с детства имел возможность наблюдать культурную жизнь города — галереи, кафе, театры- и наслаждаться чувством свободы и красоты, которые он научился ассоциировать с природой, что позже столь прекрасно отразилось в его фильмах. Маленький мальчик с вьющимися волосами часто позировал для портретов своего знаменитого отца. Пройдя отведённые жизнью ступени учёбы и взросления Ренуар понимает, что призвание его- кинематограф. В 1919 году он женится на молоденькой натурщице отца Катрин Хеслинг. 

Renoir3Все перевернуло в жизни Ренуара кино “Безумные женщины” Эриха фон Штрогейма. Этот фильм предрешил его дальнейшую судьбу, а позже повлиял на ренуаровскую стилистику. Да и к тому времени Катрин Хеслинг перестает позировать художникам и мечтает “позировать” для кино. Для нее Жан Ренуар пишет сценарий картины “Жизнь без радости”. Это соприкосновение с процессом создания фильма положило финал всем сомнениям Ренуара. Стало ясно, что его подлинный стезя – кинематограф. На денежные средства отца он создал собственную кинокомпанию и в 1924 году снял первую свою картину “Дочь воды” с изысканными пейзажами и необычным решением сцены сна героини. В то время во французском кинематографе господствовало течение “авангард”, сформировавшееся под влиянием символизма, балетов Дягилева и драматургии Поля Клоделя. “Дочь воды” нелегко было окрестить авангардистской, ибо в ней чрезмерно большое внимание уделено натурным съемкам, актерской игре и живописности, близкой импрессионизму. Тогда Жан Ренуар увлекался легендами и всем фантастическим, что на сто процентов соответствовало таланту его жены. Он ставит с ее участием экспериментальную картину “Маленькая продавщица спичек” по сказке Андерсена, в которой пытается в павильонной обстановке при помощи макетов и различных ухищрений сотворить своеобразный мир фантазий и грез. Во всех лентах Ренуара эпохи немого кино центром притяжения являлась Катрин, с ее порывистостью и чувственностью. Позже Ренуар напишет: “Вся ценность моих первых работ заключена в игре Катрин Хеслинг, это была актриса потрясающая, излишне потрясающая для трусливых французских коммерсантов”.

Естественно, занятие кинематографом требовало больших затрат, а монеты отца закончились. Далеко не каждый фильм приносил пользу. И Ренуар был вынужден снимать коммерческие ленты, такие как “Колонии” или “Турнир”, чтобы получить средства для создания собственных оригинальных произведений.

С приходом звука в кино наступил новоиспеченный отрезок времени в творчестве Ренуара. Проходя свой путь, посредством достижений и неудач, он снискал славу мастера, не имеющего себе равных в мире кинематографа. Рассказывать истории, придумывать зрелища и обретать от этого эстетическое удовольствие – неотъемлемые черты искусства Ренуара. На каждом этапе художник все время совершенствовался и открывал нечто новое. Так, экранизация водевиля “Слабительное для ребенка” произвела своего рода революцию. В то время шумы и звуки как правило имитировались в студии, а он записал подлинные шумы спускаемой в уборной воды. Этот опыт имел огромный кинематографический успех. Появляются “Ночь на перекрестке”, “Сука” (одна из значительных его работ), “Шотар и К”, “Мадам Бовари”, анархистский по своему духу фарс “Будю, спасенный из воды”.

Renoir 5Ренуар всю дорогу заботился о социальной достоверности своих героев. В фильме “Тони” он прибегает к строгому, без малого документальному репортажному стилю. Отмеченная печатью подлинного реализма, построенная на факте уголовной хроники из жизни рабочих, картина потрясающе правдива и совершенна по пластическому решению. Наконец-то французское кино заговорило о современности. Следующая лента “Преступление господина Ланжа” о жизни парижского предместья отмечена нежной симпатией к героям и чувством юмора. Одной из самых значительных лент французского довоенного кино является “Великая иллюзия”, отмеченная премией на Венецианском фестивале. В ней режиссер использовал личные воспоминания, когда в 1916–1917 годах был военнопленным и содержался в лагере. Фильм был запрещен к показу Геббельсом в Третьем рейхе и в Италии, а потом и в оккупированной Франции. На экраны ещё вышел только в 1946 году. Не повезло и “Загородной прогулке”, снятой в 1937 году и вышедшей на экраны только десять лет через.

Пророческий фильм “Правила игры” 1939 года считается венцом творчества режиссера, и в то же время его концом, потому что он стал предвестником грядущей катастрофы. Публика встретила премьеру картины улюлюканьем и свистом. А вскоре началась битва и фильм был запрещен военной цензурой как деморализирующий.
Многие мастера покидали Европу и уезжали работать в Голливуд. Десять лет провел Жан Ренуар за пределами родины. К американскому периоду Ренуара относится ряд фильмов, среди них типично ковбойская история “Болотная вода”, “Дневник горничной” о Франции конца минувшего века, “Южанин” из жизни американских фермеров, ставший лауреатом Венецианского фестиваля как наилучший зарубежный фильм.

В Индии Ренуар снимает ставшую призером Венецианского кинофестиваля пантеистическую элегию “Река”. Что занятно, тогда его ассистентом был сейчас всемирно именитый режиссер Сатьяджит Рэй. В Риме Ренуар совместно с Лукино Висконти работал над “Тоской”. Там же он делает “Золотую карету” с восхитительной Маньяни – ленту, отмеченную изящным чувством цвета и приемами, заимствованными из итальянской народной комедии.

Renoir 6С 1954 года Ренуар работает на телевидении, зачастую обращается к театру в качестве автора пьес и постановщика спектаклей. Параллельно занимается литературным трудом. Кроме книги воспоминаний об отце, написал книгу о себе “Моя бытие и мои фильмы”, издал три романа “Записки капитана Георга”, “Сердечное удовлетворение” и “Преступление англичанки”. С 1960 года преподавал режиссуру в университете в Беркли. В 1970 году поселился в Беверли Хиллз и принял американское гражданство. В 1974 году Жану Ренуару была вручена почетная премия “Оскар” – “Гению, тот, что с завидной преданностью работал в немом, звуковом, игровом, документальном и телевизионном кино, завоевав всемирное восхищение”.
Не многих поклонников кино Жана Ренуара мы сможем встретить сегодня. А некоторые и вовсе затруднятся ответить какие фильмы принадлежат руке этого мастера. Но режиссёр жил, творил, трудился. К счастью, искусство кино, в отличии от театрального искусства, оставляет после себя запечатленную память и мы имеем возможность прикоснуться к кинофильму как документу этого творчества. Сам Жан Ренуар отозвался о творчестве режиссёров так: «Режиссёр делает только одно кино в его жизни. Затем он ломает его на части и делает его снова."
Renoir 4Жан Ренуар умер 12 февраля 1979 года в Калифорнии, но его прах покоится на родине рядом с могилами предков.

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ