"Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно". (Кафка)

Сelikovskaya 2Таким было отношение к жизни звезды советского экрана 40-годов Людмилы Целиковской. Людмила Целиковская родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани в семье заслуженного деятеля искусств Василия Васильевича Целиковского и оперной певицы Екатерины Лукиничны Целиковсковской. Родители учили девочку музыке, мечтая о профессии пианистки. Но Людмила стала актрисой. Обаятельная, с чудесной внешностью, пластичная и музыкальная с хорошим голосом, да ещё и замечательно умеющая танцевать, спортивная. «Мне очень повезло в жизни — говорила Людмила Васильевна Целиковская -со мной работали такие великолепные художники, как Рубен Симонов, С. Эйзенштейн, Н. Охлопков, А.Дикий и многие другие». Её партнёрами в кино и театре были такие выдающиеся мастера, как Н.Черкасов, М.Жаров, А.Бучма, Ц.Мансурова и многие другие. Каждый из них чему-то научил, на что-то натолкнул, вложив в её душу всё то, что она делала как актриса, огромный смысл. Это они её наставники, учили её умению заглянуть внутрь человеческой природы и умению видеть извне особенности и тонкости человеческих отношений, ибо театр- это прежде всего свободное выражение человеческого «я». Сelikovskaya 5В кино Целиковская дебютировала будучи еще студенткой Театрального училища им. Б.В. Щукина, в 1939 году, сыграла роль пионервожатой Вали в фильме «Молодые капитаны». Подлинное же открытие Целиковской состоялось в 1941 году, когда на экраны вышел фильм А. Ивановского «Антон Иванович сердится». Следующий фильм с участием актрисы - «Сердца четырех» (режиссер К. Юдин), где она имела огромный успех. Роль Ольги Ивановны в фильме Самсона Самсонова «Попрыгунья» - своего рода шедевр. Способность актрисы к сложному психологическому рисунку образа, могла раскрыться со всей полнотой артистической виртуозностью актрисы. Период искания своего пути, нащупывание основ актёрской профессии был у неё уже пройден, наступал второй период- поисков новых возможностей выявления себя. Ей давно не нравились театры, сделанные из железобетона, в них нет души, её не трогали режиссёрские выкрутасы, машинерия и т.д. Ей в душе, как актрисе, нужен режиссёр, который стремиться привести спектакль и фильм к его самому простому и в то же время самому сложному выражению — игре актёров, жизни человеческого духа. Она была далека от мысли быть глашатаем какой- либо теории. Но её друг, поэт Б. Пастернак говорил: «Вы смеётесь и плачете в театре и в кино не оттого, что вам весело или печально, а оттого, что путь к вам внутрь угадан верно и проницательно». Так мыслили прекрасные творческие люди! Целиковская была популярна как актриса, востребована как женщина. Женщины стремились быть на нее похожими: делали «шестимесячную завивку», выщипывали брови и даже плакали, «как Целиковская» – по-девичьи чисто и по-женски наивно. Сelikovskaya 3Мужчины искали себе жен, похожих на нее. Казалось, судьба должна была бы отпустить ей с лихвой счастья – настоящего, без обмана. Она обладала редкостным жизнелюбием, умела быть благодарной судьбе за любую малость. Мама актрисы говорила о ней: «Ой, с Люськой так легко жить, она встанет утром и поет, поет». Людмила Васильевна никогда никому не жаловалась, но на самом деле, похоже, была не очень счастлива в личной жизни: она пять раз была замужем, и, судя по всему, каждый раз ей не хватало до полноты чувств совсем немного. Она почти никогда не была одна, но мужья (сначала это был сокурсник, потом некий писатель, наконец — знаменитый киноактёр Михаил Жаров) не ограждали ее от проблем и забот. Ей действительно никто не помогал. Но при этом она заставляла уважать себя. Актриса дождалась в своей жизни период, который она сама считала лучшим. Она вышла замуж за успешного архитектора Каро Алабяна, и у них родился сын — о чем Людмила Васильевна давно мечтала. Хотя актриса почти не снималась, но был театр, и был дом с любимым мужем и ребенком, были прекрасные интересные друзья. Среди них: Борис Пастернак, Пётр Капица, Андрей Сахаров, Юрий Трифонов, Борис Можаев, Григорий Бакланов, поэты Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Целиковская не просто «умела вести дом», но была незаурядной личностью, интересной и образованной собеседницей. Карьера мужа резко оборвалась. Он выразил несогласие с руководством. По приказу Сталина лишили всех званий и работы, выселили из комфортабельной служебной квартиры. Семья скиталась по друзьям, жила на зарплату Людмилы Васильевны. Каро Алабян вскоре умер. Целиковская осталась одна с больным ребёнком. Растила сына Александра, служила в своём театре Вахтангова, иногда снималась. При этом постоянно кому-то помогала, что-то «выбивала» у властей для кого-то. В 60- годы связала свою судьбу с режиссёром Юрием Любимовым. Почти 20 лет они были вместе. Создание и становление нового театра на Таганке — стало делом не только Любимого, но и Целиковской. В том, что Театр на Таганке стал феноменальным явлением культурной жизни тех лет, заслуга в том числе и Людмилы Целиковской. И даже своеобразие его эстетических принципов формулировалось при её участии. У Юрия Любимова было много романов.Сelikovskaya 4 В один прекрасный день она сказала ему: «уходи».«Умирают даже камни, - спустя уже годы после расставания говорила Целиковская – чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же – совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами. Мы стали друг друга немного раздражать. Наверное, нужно все время было Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею». Нужно было пережить и этот разрыв. Целиковская старалась жить не теряя надежды даже тогда, когда кажется, что твоим возможностям уже пришёл конец. Ведь именно тогда появляются новые силы, и именно это и есть жизнь… В такие минуты она вспоминала своё любимое выражение из Кафки: "Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно".Пунктирна кинематографическая биография актрисы, и созданные ею роли. Но в памяти поколений остаются и водевильные героини актрисы, и созданные ею роли в кинематографической классике. Её образы являются высоким образцом актёрского мастерства. В 1989 году у Целиковской обнаружили рак, но диагноз от неё скрывали. В последние годы жизни тяжело болела. 6 июля 1992 года в возрасте 72 лет Людмила Васильевна скончалась. Юрий Петрович Любимов на похороны бывшей жены не пришел, телеграммы от него тоже не было…

 Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ