«… Кино без литературы не живёт» В.М. Шукшин

Всё творчество Василия Макаровича Шукшина – литературное, актёрское, режиссёрское – есть явление уникальнейшее и в то же время необычайно характерное для этапа взаимоотношений литературы с кинематографом. Всё это неповторимость шукшинского пути. 

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Родители его считались крестьянами-единоличниками, или середняками. С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу. А первым местом работы Шукшина стал трест "Союзпроммеханизация", который относился к московской конторе. Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в Калугу, после - на тракторный завод во Владимир. Затем поиски себя и собственного пути к своему предназначению. В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Его дипломная работа - короткометражный фильм "Из Лебяжьего сообщают" - осталась незамеченной. Посмотрев его, многие коллеги Шукшина сочли фильм несовременным, в какой-то мере даже скучным. Но при этом, актерская карьера Шукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. Шукшин снялся в фильме «Два Федора», после чего приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: "Золотой эшелон" (1959), "Простая история" (1960), "Когда деревья были большими", "Аленка", "Мишка, Серега и я" (все-1962), "Мы, двое мужчин" (1963) и др.  В 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина.  Вскоре  он написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень". Творческая энергия Шукшина трансформируется в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов. Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием "Там вдали...", во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм - "Ваш сын и брат", который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Шукшин. Кадр из фильма Живет такой парень
Василия Макаровича захлестнула волна творческой деятельности. Так, писать, сниматься и снимать Шукшин принялся одновременно. Понимая, сколько усилий и затрат требует кинематограф, трудно постичь, как Шукшин совмещал два этих противоположных, по сути своей, занятия, как он после многолюдной неразберихи съёмочной площадки, во время долгих экспедиций умудрялся оставаться наедине с белой страницей, как обретал молчаливую сосредоточенность литературного труда. Шукшин – писатель, актёр, режиссёр – не переходил от одного дела к другому, он всё время был занят одним делом. Это было упорное, даже мучительное стремление постичь суть так называемого простого человека, а говоря точнее, суть народного характера. Ему ничего не надо было изучать: он сам был таким же человеком из народа – крупным, неординарным, исполненных живых противоречий и неизбежных драм. Он шёл вглубь и бесстрашно искал правду. Народность всего творчества Шукшина – это народность, чуждая этнографизма, идеализации, умиления. Его праведники выступают в обличье «чудиков», смешных и нелепых, его «крепкие мужики» способны испугать своей тёмной, хамской силой, его сельские жители часто тревожат бездуховностью, цепким накопительством, самодовольным пренебрежением к культуре. Шукшин никогда не льстил народу – его любовь к нему была трезвой, взыскательной, зрячей. В его творчестве жило некое эпическое начало: для него всякий человек должен быть частью народной общности. Частью некого огромного целого, неотторжимой от него, как неотторжим был сам художник. Скромные бытовые сюжеты шукшинских рассказов и фильмов воспринимаются именно в таком свете – за ними всегда встаёт некая широкая и глубинная панорама жизни народной. Последние две картины – «Печки –лавочки» и «Калина красная »— крупнейшие победы художника, принесшие автору невиданный успех у зрителя . На экраны СССР кинокартина «Калина красная», снятая на киностудии «Мосфильм», вышла 25 марта 1974 года. На Шукшина обрушилась всенародная слава, а 2 октября 1974 года Василий Макарович скончался от сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Всё творчество Василия Макаровича Шукшина – литературное, актёрское, режиссёрское – проникнуто высоким ощущением самой жизни – тяжёлой и, несладкой. Но неизменно полной потаённого высшего смысла. Его жизнь в литературе, искусстве не была сладкой, невзирая на премии, награды. Периодически набегала на него хмурая тень официального неприятия, обвинений в мелкотемье и приземлённости, в «отсутствии идеала». Но талант В. Шукшина неизменно защищала любовь- читателей, зрителей – всенародная любовь.
Василия Макаровича похоронили на Новодевичьем кладбище. Попрощаться с любимым актером, режиссером, писателем хотела вся Москва. И каждый пришедший проститься с Шукшиным приносил веточку калины. К концу панихиды весь гроб был покрыт красными ягодами горькой калины.

 Хоронила Москва Шукшина, хоронила художника, то есть

 хоронила Москва мужика и активную совесть

 Он лежал под цветами на треть, недоступный отныне.

 Он свою удивленную смерть предсказал всенародно в картине.

 В каждом городе он лежал

 на отвесных российских простынках.

 Называлось не кинозал —

 просто каждый пришел и простился.

 Он сегодняшним дням — как двойник.

 Когда зябко курил он чинарик,

 так же зябла, подняв воротник,

 вся страна в поездах и на нарах.

 Он хозяйственно понимал

 край как дом — где березы и хвойники.

 Занавесить бы черным Байкал,

 словно зеркало в доме покойника.

Шукшин. 3                                          (А.Вознесенский)

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить