• Главная
  • Блог
  • Блики Лики
  • "Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно". (Кафка)

«Без идеи нет искусства» И. Крамской

Родился 8 июня в 1837 году в Воронежской губернии в мещанской семье. Он окончил острогоржское реальное училище, однако из-за бедности семьи не смог продолжить образование в гимназии. Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. Через несколько лет Крамской, художник, наиболее известный по своим портретам, переехал в Петербург, где и началась его плодотворная творческая карьера.Иван Николаевич Крамской, художник второй половины 19-го века, вошел в историю отечественной живописи как основатель реалистического направления в искусстве. Он активно развивал принцип критического реализма в своем творчестве, а также в статьях, посвященных теории искусства. Многие его полотна признаны классикой российской живописи. Автор был мастером портрета, исторических и жанровых сцен.
В1857 году поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему скандинавских саг «Пир в Валгалле». Но молодые художники под влиянием Крамского отказались от него. Они подали прошение о том, чтобы им разрешили выбрать темы по собственному желанию. Им молодым- нужны были свои идеи, свои смыслы, современные и своевременные сюжеты. В числе двенадцати бунтарей таких как: Маковский, Морозов, Лемох, Корзухин и др. Крамской покинул Академию. Талантливая молодёжь образовала Петербургскую артель художников, просуществовавшую до 1870 года. Это была передвижная выставка художников. Крамской стал душой этого общества и до самой своей смерти его поддерживал. На первой передвижной выставке появились его «Русалки» («Майская ночь», по Гоголю). Поклонники художника были удивлены струёй, которая чувствовалась во всей композиции. Крамской в своей картине «Русалки» решил посоревноваться с Гоголем в передаче фантастической красоты и таинственности лунной ночи, когда на берег загадочного пруда выходят подводные красавицы. Однако ему долгое время никак не удавалось поймать эту завораживающую, почти мистическую притягательность гоголевской майской ночи. Художник много раз перечитывает произведение, стараясь всем сердцем окунуться в ту атмосферу, однако постоянно сетует, насколько трудная эта штука – таинственный лунный свет. Позднее он напишет в своих дневниках, что чуть не сломал себе шею на этой картине, однако луну все-таки «поймал» - и вышло, в конечном счете, действительно фантастическое полотно. Картина «Русалки» Крамского оказалась не только фантастически притягательной, но еще и мистически загадочной. Критики оценили ее высоко, однако вскоре даже самые восторженные из них умолкли. Дело в том, что на первой выставке передвижников эту картину повесили рядом с саврасовским пейзажем «Грачи прилетели». Ночью пейзаж грохнулся на пол. Кто-то тогда даже пошутил, что русалки не одобрили такое соседство. Но вскоре и шутки пропали. Картина «Русалки» вызывала какой-то мистический холодок и ужас у посетителей выставки. После выставки обе картины, то есть и «Грачей» и «Русалок», приобрел для своей галереи Павел Третьяков. И тут он столкнулся с тем, что для картины Крамского трудно подобрать место. Сначала ее повесили в залу, но оттуда, по словам прислуги, по ночам стало веять сыростью и прохладой, да еще и пение слышалось. Уборщицы отказывались заходить по этой причине в комнату, боялись.

Крамской 3

Сам Третьяков не страдал мистицизмом, почему вначале не придал этому большого значения. Однако уже вскоре стал замечать, что стоит ему побыть в этой комнате, рядом с «Русалками» Крамского, как из него будто выкачивали все жизненные силы, он чувствовал усталость, вялость, сонливость. Кроме того, на картину стали жаловаться и посетители галереи, говоря, что на «Русалок» нельзя долго смотреть без какого-то внутреннего содрогания, а чувствительные барышни - те и вовсе падали от этой картины в обморок. И хотя доказательства взаимосвязи таких обмороков с картиной не имелось, Третьяков по совету своей старой няни перевесил «Русалок» в дальний угол, где на нее не падал солнечный свет. С тех пор посетители перестали жаловаться на картину, а сама она (или ее русалки, страдающие от солнечного света) успокоилась и не причиняла больше никому никаких беспокойств.
Крамской 4Ко второй выставке Общества Крамской написал «Христа в пустыне». Христос изображён сидящим на камнях в пустыне перед утренним рассветом. Руки его судорожно сжаты, босые ноги изранены, волосы взбиты в колтун, выражение лица сосредоточенное и мрачное. В своих записках Иван Крамской рассказывал, как остановившись на избранном сюжете, он смотрел предварительно все галереи Европы. В Палестине художник не был, но жил в Крыму недалеко от Бахчисарая, в Иосафатовой долине, которая похожа на окрестности Иерусалима.

Чувствуя себя недостаточно сильным в библейской живописи, Крамской полностью посвятил себя портрету. Особенно известны его портреты графа Л.Толстого, императрицы Марии Фёдоровны, Боткина, Айвазовского, Шишкина и т.д.
Крамским было написано немного картин. После «Христа в пустыне» и «Русалок» он написал «Охотника на тяге», «Лунную ночь», «Неутешное горе», «Неизвестная» и др.
Картину Крамского - «Неизвестная», или «Незнакомка» тоже считали мистической. На первый взгляд в этом портрете нет ничего необычного. Разве только современники художника никак не могли определить, с кого же была писана эта красавица. Сам портретист только усмехался, но имя женщины назвать отказывался, отшучиваясь, что таковой, может, и нет вовсе.

Крамской 1

Письма Крамского своим друзьям рассказывают нам о том, каким тяжелым был для него последний период жизни. В 1883 году он пишет П.М. Третьякову: «...я сознаюсь, что обстоятельства выше моего характера и воли. Я сломлен жизнью и далеко не сделал того, что хотел и что был должен...». В то же время, написано и письмо художнику П. О. Ковалевскому: «Я давно уже работаю впотьмах. Возле меня уже нет никого, кто бы, как голос совести или труба архангела оповещал человеку: «Куда он идет? По настоящей ли дороге, или заблудился?». От меня ждать больше нечего, я сам уже от себя перестал ждать». Мастер непрестанно нуждался в Идее , толкающей искусство.  
Тем не менее, художник  работал вплоть до последнего своего дня. По пять часов в день он проводил портретные сеансы, постоянно вскрикивая от боли, но почти не замечая этого, настолько увлекал его процесс творчества. Так было и в последний день живописца. Чувствуя с утра прилив бодрости, он писал портрет доктора Раухфуса. Вдруг, его взгляд остановился, и он упал прямо на свою палитру. Это было 24 марта 1887 года.

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ