РАЗВЕ МОГУТ БЫТЬ ТАКИЕ ГЕРОИНИ?

Эта фраза Сталина, сказанная в адрес любимой многими актрисы Янины Жеймо, конечно же, не могла не отразиться на её профессиональной карьере. Знаменитая Золушка из одноимённой киносказки так и не сыграла многих своих ролей, потому что у «вождя всех времён и народов» были свои представления о красоте. Он любил высоких, красивых и статных актрис. Янина же не соответствовала этим качества, несмотря на то, что была обладательницей большого актёрского таланта.  

Янина Жеймо родилась 29 мая 1909 года в Гродненской губернии в городе Волковыске (Гродненская область Белоруссии).  
Родители и три сестры Янины работали в цирке наездниками, гимнастами и эксцентриками. Ее папа был поляком, а мама – русской. Янина приобщилась к семейному цирковому ремеслу. В своих воспоминаниях о сложной цирковой жизни Янина Жеймо писала: «Странно – я нормально росла до четырнадцати лет, а потом... Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки». Маленький рост девушки с одной стороны помог ей в ее актерской профессии, а с другой и ограничил диапазон ее амплуа.
В Москве и Петрограде середины двадцатых годов было открыто множество киношкол. И в пятнадцать лет, параллельно с работой на эстраде, Янина Жеймо втайне от родных решила поступить на ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» (ФЭКС) в актерскую студию под руководством режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Цирк, ранний мюзик-холл всегда вливали свежую кровь, бурлящую энергию в вечно обновляющееся искусство кинематографа. Именно оттуда пришли в кино более десятка выдающихся мастеров, от Чарли Чаплина и Бастера Китона до Сергея Мартинсона и Юрия Никулина. Первые шаги в кино Янине давались нелегко. Впервые увидев себя на экране, она была разочарована и расстроена: «Это лицо – мое? Такое невыразительное… Такое… не мое!» – ведь киногеничность во многом зависит оттого, как установлен свет. К Янине подошел невысокий молодой человек и сказал: «Не расстраивайся, просто свет неудачно поставили. Я сейчас!». Юноша посовещался с осветителями, свет был откорректирован, и во время следующих съемок Янина выглядела на пленке великолепно. Молодой человек, чья помощь помогла поправить свет, был студентом ФЭКСа Андреем Костричкиным. Янина влюбилась в Андрея, и вскоре они поженились.
Дебют Янины в кино состоялся в 1925 году. Янина сыграла роль Мишки в фильме «Мишки против Юденича». В этой картине Янина снялась вместе с мужем Андреем Костричкиным и Сергеем Герасимовым. В 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах Григория Козинцева и Леонида Тауберга, в том числе в главную роль в эксцентрической комедии «Братишка».
Тридцатые годы можно назвать самым счастливым периодом в творческой жизни Янины Жеймо. Ее начали активно приглашать сниматься. Первой главной ролью Янины стала роль школьницы в фильме «Разбудите Леночку», снятой в 1934 году. Актриса Елена Егорова писала: «Ни одна даже самая искусная травести (за исключением, пожалуй, такого феномена, каким в свое время была Янина Жеймо) не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой».
За ее детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта. К сожалению, фильмы, принесшие Жеймо популярность в 1930-е годы, сейчас практически неизвестны.
После исполнения роли в фильме «Подруги» Янина стала особенно популярна. В этот же период времени у Янины все прохладнее становились отношения с мужем, и вскоре Андрей и Янина расстались. Их совместная жизнь оказалась недолгой, несмотря на рождение дочери, которую Андрей назвал в честь супруги Яниной.
Режиссёр Сергей Юткевич, влюблённый в необыкновенный талант актрисы  (но так и не давший ей роль ни в одной из своих картин), часто рекомендовал её другим режиссёрам.В 1938 году Янина Жеймо снялась только в одном фильме в небольшой роли, а съемки еще двух картин с ее участием были остановлены. Geimo 4В 1939 году Янину Жеймо была награждена орденом «Знак Почета», и незадолго до войны на съемках одного из первых звуковых фильмов «Моя родина» она познакомилась с режиссером Иосифом Хейфицем. Между ними завязались отношения, и режиссер стал вторым мужем актрисы. В этом браке у Жеймо и Хейфеца родился сын Юлий. Впоследствии Юлий Жеймо стал в Польше кинооператором.
Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент, а Янина Жеймо осталась в Ленинграде, где пережила блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях и парках перед ранеными и ленинградцами, а по ночам дежурила на крыше, гася зажигательные бомбы. 1942 года актриса была эвакуирована в Ташкент, куда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. Но встреча с Хейфецем была нерадостной. Пока поезд ехал до Средней Азии, Хейфицу сообщили, что в дороге Янина погибла во время бомбежки. И в жизни Иосифа Ефимовича появилась другая женщина. Янина не смогла простить мужу измены, и к Хейфицу не вернулась.
Geimo 5Жеймо поначалу не подавала виду, что разрыв с мужем для нее - огромная трагедия, но в результате слегла с тяжелой депрессией. Она забывала буквы, не узнавала знакомых, не понимала, где находится. Выйти из депрессии ей очень помог режиссер Леон Жанно, ее давний приятель, который все это тяжелое время был рядом. В благодарность она вышла за него замуж.
Особую роль в выздоровлении Янины, конечно же, сыграли съемки в фильме «Золушка». Кстати, Янине Жеймо тогда было 37 лет, и она была старше обеих своих экранных сестер. Мы видим, как блестяще выглядит актриса на экране в роли Золушки. Красота, лёгкость, чистота, непосредственность, лучезарное обаяние – всё это делает актрису незабываемой и незаменимой в сказочной роли.
Geimo 3В послевоенном Ленинграде почти не осталось мебели и тряпок, сожжённых в блокаду, тем более - не было роскошного реквизита. Часть того, что оказалось возможным найти, из дома принесли актeры, что-то было позаимствовано в Мариинском театре. Оттуда же пригласили балерин для сцены бала. Платья им пошили из занавесок и тюля. Единственная деталь, которую костюмеры делали на заказ, - хрустальные туфельки
31-го размера для маленькой ножки актрисы. Но эту обувь Янине разрешали надевать лишь в сценах с общими планами. Танцевала и ходила по сказочному дворцу Золушка в обычных туфельках, очень похожих на хрустальные. Роль Золушки принесла огромную популярность актрисе.
Премьера «Золушки» совпала с началом малокартинья в советском кино. Государство приняло решение сократить до минимума количество фильмов, которые выпускали киностудии страны. Сотрудники «Ленфильма» жили на маленькие «простойные» зарплаты и семья Жеймо решила перебраться в Москву, где с кинематографом дела обстояли немного лучше. Столица неохотно приняла «Золушку». Жеймо с мужем Леоном Жанно и детьми жили на съемных квартирах, полгода жили в квартире у Эраста Гарина, Короля из «Золушки». Лишь спустя некоторое время им удалось обзавестись небольшим гаражом в центре Москвы, перестроенным под жилое помещение. Янина зарабатывала не очень много на дубляже иностранных картин. Голосом Янины Жеймо «заговорили» Софи Лорен, Джульетта Мазина и рисованная Герда из «Снежной королевы». В своих дневниках Евгений Шварц написал: «Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все ее существо - туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть».
Свою последнюю роль Янина Жеймо сыграла в 1954 году в фильме «Два друга». Ей было всего 45 лет. Её муж часто поднимал вопрос о переезде в Польшу, где ему предлагали работу и хорошее жилье. Янина в конечном итоге согласилась, и с сыном, только что окончившим школу, уехала в 1957 году в Польшу. Дочь актрисы осталась в Москве, обзаведясь собственной семьей. Янина Жеймо прожила последующие тридцать лет своей жизни в Варшаве, выучила польский язык. Ее несколько раз приглашали сниматься, но она отклонила эти предложения.
Geimo 6Она поддерживала связь с русскими актерами. Они приезжали к ней в гости. Михаил Пуговкин, Вячеслав Тихонов и многие другие засиживались за столом до глубокой ночи. Делились новостями, рассказывали анекдоты и вспоминали былые времена.
Умерла Янина Жеймо 29 декабря 1987 года в Варшаве. Она хотела, чтобы ее похоронили в Москве. Союз кинематографистов СССР, в котором актрису помнили и любили, взял на себя организацию похорон на Востряковском кладбище. Для многих и многих поколений зрителей она так и осталась той самой трогательной, чистой и трудолюбивой Золушкой.

 

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ