«Творить искусство может лишь избранник…»

21 мая 1471 года родился выдающийся живописец, рисовальщик, гравёр, гуманист, учёный Альбрехт Дюрер.

Родился в Нюрнберге в Баварии. Искусствоведы называют конец 15 и нач. 16 века «Эпохой Дюрера». В то время искусство Северных Альп носило всё ещё средневековый характер. Дюрер сумел привить новаторские формы Итальянского Возрождения, что позволяет говорить о Дюреровском ренессансе. Он был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, 2 durerМикеланджело, Рафаэль. Гуманист и современник Альбрехта Дюрера прославленный Эразм Роттердамский писал о нём следующее: «Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами! Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Всё это он с таким искусством передаёт точнейшими штрихами и притом только чёрными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски».
Всю жизнь художник одновременно занимался гравюрой в двух разных техниках. Гравюра на дереве и гравюра на меди. Существуя параллельно, обе техники оказывали стилистическое влияние друг на друга. Однако если в гравюре на дереве получил отражение эмоциональный накал эпохи, то работа в гравюре на меди была связана с решением творческих и философских проблем, которые волновали художника на протяжении всей жизни. Особенности использования каждой техники объяснялись разным назначением гравюр. Гравюра на дереве, близкая к народным картинкам и иллюстрациям, была понятнее народу и выпускалась для него. 3 durerРезцовая гравюра на меди, возникшая в профессиональной среде ювелиров, позволяла решать специфические художественные проблемы и была рассчитана на зрителей, более подготовленных к восприятию искусства. В своей работе на протяжении всей жизни Дюрер не выделял ни одну из техник, но начал он с ксилографии. (Ксилография – древняя техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры). В конце 1490-х годов Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров— серию из пятнадцати гравюр на дереве «Апокалипсис». Это воплощение эсхатологических переживаний конца века, в которой удачно сочетала позднеготический художественный язык и стилистику итальянского Возрождения..

Со временем страстные образы в творчестве Дюрера сменяются спокойным повествованием: экспрессия, резкие контрасты уступают плавным переходам, достигаемым более плотной штриховкой. Действие разворачивается в пространстве, построенном с соблюдением законов перспективы, такова, например, серия гравюр «Жизнь Марии». Художник изобразил типичных представителей городской среды, в «Жизни Марии» любовно переданы многочисленные бытовые подробности, всё это делало произведение ближе к зрителю, заинтересовывало его; серия была очень популярна у современников. Под влиянием произведений Дюрера, ставших образцом для современных ему художников, многие немецкие мастера обратились к искусству ксилографии.

5 durerШедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры. В 1513—1514 годах Дюрер создал три графических листа, так же, являющиеся шедеврами резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Объединяет эти произведения, не связанные между собой единым сюжетом, близкие размеры, виртуозное исполнение и то, что до настоящего времени они представляют загадку для искусствоведов, предлагающих для них самые различные толкования.
У Дюрера-художника более тысячи рисунков: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения. Он стал одним из первых немецких художников, работавших кистью белилами по цветной бумаге, популяризировав эту итальянскую традицию.
7 durer«Автопортрет» или «Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет», «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»; Альбрехта Дюрера, написанный в начале 1500 года, — последний из трёх больших живописных его автопортретов и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника. Это произведение обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета. Символичность этого портрета заключается, пожалуй, ещё и в его двойственности. Прекрасный лик. Невероятно красивый образ, глубокий, проницательный взгляд, нервная рука потрясающей красоты. Он – гений! Он – Мастер! Ему так много дано, а он в домашнем халатике. Наряду с величием- домашность, то есть слабость. Он гениален, но всё же как человек ограничен, он не волен в изломах судьбы. Казалось бы – совершенство, талант, гений, но глаза на портрете нам как бы говорят «Я только человек». А как человек абсолютно слаб, смертен.
Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Там же находится его Дом–музей.

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ