«Людей теряют только раз, и след, теряя, не находят…» (Г. Шпаликов)

2 inna gulayaИнна Гулая родилась 9 мая 1940 года в Харькове. 

С 1958 года она училась в студии при Центральном Детском театре, которую окончила в 1961 году. С 1962 года по 1964 год училась в Театральном училище имени Щукина. К тому времени она была замужем за сценаристом фильма «Я шагаю по Москве», поэтом и режиссером Геннадием Шпаликовым. 

Первой ее работой в кино стала роль Фиры в комедии Георгия Натансона и Анатолия Эфроса «Шумный день». А чуть позже в том же 1960 году появился второй фильм с ее участием - антирелигиозная драма Василия Ордынского «Тучи над Борском». Сюжет картины для тех лет был достаточно популярен. Инна сыграла Олю Рыжову, которую одноклассник заманивает в секту, а сектанты изуверскими радениями доводят девушку до полубезумного состояния, и совершают попытку распять ее на кресте.
4 inna gulayaВ 1961 году актриса сыграла в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» свою самую значительную роль — деревенскую девушку Наташу, доверчиво принявшую за своего отца, пропавшего без вести на войне, случайного человека. Ее напарником был уже знаменитый Юрий Никулин. Режиссер Лев Кулиджанов остановился на кандидатуре Инны после многочисленных проб. Позднее Юрий Никулин вспоминал о первой встрече с Инной Гулая: "До того, как встретиться с Инной на пробах, я уже видел ее в кино. Но в жизни она на меня произвела неизмеримо более сильное впечатление. Короче говоря, просто потрясла. Очень талантливый человек. Репетировать с ней было до безумия интересно. В том, что такую актрису ждет только великое будущее, никто не сомневался. Не знал человека, который мог бы не любить ее. И я был лишь одним из многочисленной армии почитателей». Игра молодой актрисы отличалась высоким психологизмом и глубоким погружением в образ персонажа. После фильма «Когда деревья были большими» актриса стала всесоюзной любимицей. Но, наряду с восхищениями были и другие воспоминания. О своем впечатлении от работы Инны Гулая рассказывала Наталья Фокина: «Какая-то в ней была «черная дыра», которую с первого взгляда не угадаешь. Было что-то обманчивое в ее привлекательной внешности, бездонных выразительных глазах. В работе Инна была беспощадна к себе, не боялась быть некрасивой, морщила нос и волочила ноги. Ей требовалась та самая «клоунада», которую людям, привыкшим к стереотипам, так трудно принять». Говорили, что глядя в её глаза, создавалось ощущение о том, что Инна владеет какими-то дополнительными, только ей ведомыми знаниями о жизни. В ней улавливалось какое-то метафизическое предопределение, но вот какое, не знал никто.
Она была создана так же для классического тюзовского репертуара: не перевоплощаясь, а лишь воплощая себя саму, могла играть и кристально-честных отличниц, и беззаветно любящих своих суженых, юных принцесс. Она была удивительно органична. Ее наивность, искренность, открытость и распахнутость миру позволяли вписаться в любой вымышленный мир

Главной любовью всей её жизни стал Геннадий Шпаликов – известный поэт и сценарист. Между ними возникают сильные взаимные чувства, и они решают пожениться. Страстно влюбленная Инна считает гением своего избранника, не обращает внимания на то, что Геннадий вступает в брак не первый раз, и на слухи о его пристрастии к алкоголю. Единственной и последней режиссерской работой Геннадия стал фильм «Долгая счастливая жизнь», в котором главную роль сыграла его жена Инна Гулая. Семейные будни супругов были тяжелыми, полными тягот и неприятностей. 19 марта 1963 у них родилась дочь Даша, а Геннадий Шпаликов  в этот день выступил с обличительным заявлением на встрече руководителей страны и деятелей советского кино в Кремле. Фильм Хуциева «Застава Ильича» по сценарию Шпаликова уличили в антисоветчине и положили на полку, и Шпаликов вышел к трибуне. Он заявил, что настанет время, когда кинематографисты будут пользоваться в стране такой же славой, как и герои – космонавты, что он убежден в своем праве на ошибку и просит присутствующих не судить картину слишком строго. Чиновники не простили Шпаликова, осмелившегося «учить их жить». Вскоре после этого выступления талантливому кинематографисту всячески старались перекрыть кислород в Москве: не печатали стихи в центральной прессе, редко проходили сценарии на советских киностудиях. 
В начале 1960–х годов Виктор Туров снял свою первую киноновеллу «Звезда на пряжке» по сценарию Шпаликова. А в 1965 году он же снял знаковую картину «Я родом из детства», совместно с опальным сценаристом. Получилось это сделать только потому что сценарии на военную тему в то время были востребованы на «Беларусьфильме».
Официальная позиция чиновников отразилась и на супруге – актрису Инну Гулая режиссеры старались не приглашать в свои фильмы. В последующие годы она мало снималась. В 1965 году Инна сыграла главную роль в оптимистической драме Михаила Швейцера «Время, вперед!», годом спустя — в киноповести своего мужа «Долгая счастливая жизнь». В этот раз Шпаликов был и режиссером.

Инну еще приглашали играть эпизодические роли, а вот карьера Геннадия казалась обреченной, он впал в депрессию и стал сильно выпивать. В ноябре 1974 года он повесился на писательской даче в Переделкино. Конец карьеры и жизни. Эта трагедия нанесла актрисе глубокую душевную рану. У неё начались некоторые заметные странности. Знакомые говорили тогда, что чудесный свет в глубине ее глаз угас, а, по словам самой Инны, она продолжала жить только ради своей дочери. Начиная с 1975 года актриса приняла участие в съемках всего нескольких картин, в число которых 5 inna gulayaвошли «Бегство мистера Мак-Кинли» производства "Мосфильма" и мелодрама «Крейцеровская соната» 1987 года выхода. Она и стала последней ее работой в кино. 27 мая 1990 года Гулая Инна Иосифовна умерла на 51 году жизни. По самой распространенной версии, причиной ее кончины стало самоубийство. По другой версии следствия, причиной гибели стала передозировка снотворного.Смерть Заслуженной артистки России Инны Гулая до сих пор окутана покровом тайны. После ее смерти режиссер Михаил Швейцер сказал актеру Леониду Филатову: «Она была ангелом. Но посмотрите ее последние роли. В ее глазах то, что она не должна была познать...».

Инна Гулая была похоронена на Домодедовском кладбище под Москвой.

 

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ