К 50- летию выхода на экран киноэпопеи «Война и мир» С. Бондарчука.

«Все мысли, которые
имеют огромные последствия,-
всегда просты…Ежели люди
порочные связаны между собой и составляют
силу, то людям честным надо сделать то же самое».

                                                            (Л. Н. Толстой.)

В начале 1960-х годов в СССР съёмки «Войны и мира» по бессмертному произведению Льва Николаевича Толстого считались делом государственной важности.

Сергей БондарчукПраво перенести роман Толстого на экран было доверено режиссёру Сергею Бондарчуку.  Сергей Фёдорович сразу решил, что постарается практически дословно воспроизвести текст Толстого на экране: «Главной и единственной задачей, – писал Бондарчук в то время, – было как можно ближе подойти к Толстому, передать его чувства, а через них его мысли, философию… Передать средствами сегодняшнего кинематографа написанное Толстым на бумаге».  Огромное количество героев, событий, сюжетных линий в романе не даёт нам возможности поговорить обо всём сразу. И сегодня, мне хотелось бы вспомнить один из любимых женских образов самого автора, и прекрасно воплощённого на экране творцами- образ Наташи Ростовой.
Образ Наташи Ростовой восхитителен, трогателен и многогранен. В произведении «Война и мир», да и в одноимённом фильме С. Бондарчука Наташа предстаёт перед нами не просто как одна из честных людей. Она как бы объединяет собой, связывает судьбы героев романа. В отношении к ней проявляются их характеры. Впечатлением, которое Наташа производит на других, она, сама того не подозревая, определяет их общественное поведение. Максимализм Наташи, полная свобода, вольное отношение ко всему рождает у людей честных потребность к освобождению, перемещению сил и начал существующего мира. Конечно же, она не решает мучительных вопросов о смысле жизни, но всем существованием своим, каждым поступком, реакцией, словом она этот самый глубокий вопрос разрешает просто – тем, что живёт, и тем, как живёт. Вот в чём смысл роли Наташи- в блестящем исполнении актрисы Людмилы Савельевой.
Савельева сыграла Ростову случайно. На роль Наташи Ростовой пробовали массу самых известных актрис — Кустинскую, Фатееву, Вертинскую, Гурченко, но никто из них не подошел. И тогда ассистент режиссера пригласила молодую ленинградскую балерину Людмилу Савельеву.

1 Бондарчук едва ее увидел, пожалел, что согласился провести пробы — на Наташу она была совершенно не похожа. Но чтобы не обидеть девушку, Бондарчук позволил ей сыграть сцену из фильма. Играла она ужасно, и оба — режиссер и актриса понимали это. Расстроенная Савельева собиралась уезжать домой, когда ассистент режиссера сумела уговорить Бондарчука провести пробы еще раз, уже в гриме. На актрису надели платье Наташи Ростовой и парик, и она почувствовала, что в ней словно что-то изменилось. Пробы оказались блестящими, и Савельева была утверждена на роль Ростовой. Первое время она работала на два города, но когда от переутомления стала терять сознание, поняла, что нужно заниматься чем-то одним и сделала выбор в пользу кино. С восторгом приняли зрители её Наташу Ростову. Она покорила своей чистотой, непосредственностью, обаянием юности и поразительной искренностью.

4Ролью своей Людмила Савельева покорила не одно поколение зрителей. Людмила удачно провела не только сцены первого бала и вечера у дяди, где она танцует. Многие эпизоды, требующие от исполнительницы драматического таланта, серьёзной актёрской работы, Людмила выполнила отлично. Потрясает ночной разговор Наташи с матерью. Мы словно присутствуем при зарождении в юном существе женщины, видим и ощущаем пробуждение в ней силы жизни. В минуты радости и горя, в случайном разговоре и жизненно важном объяснении нет, не бывает у Наташи-Савельевой поверхностного, легкомысленного. Даже счастье воспринимает она так глубоко, что оно выглядит драматично. Рыдания прерывают её слова, обращённые к князю Андрею (В.Тихонов): «Ах, я так счастлива!» Трогает своей искренностью, проникновенностью и сцена объяснения с раненым Болконским. Это всё результат сплава большого таланта актрисы и огромного, до самозабвения, труда. О своей героине Л.Толстой писал: «Никто никак не может понять всего, что она понимает и что в ней есть». Не недостаток внутренней силы, а их избыток и чрезмерность страшны Наташе. Она не может поступить иначе, чем поступает. Такой предлагает нам Савельева свою героиню, и мы соглашаемся с ней. Наташа не застрахована от дурного, от того, что опечалит близких. Расстроит судьбу любимого человека. Станет несчастьем для неё самой. Как много разных противоречивых чувств умеет выразить она не словом, нет. А пластикой движений. Самой поникшей своей фигурой. Свобода должна совпадать с нравственностью. Нравственность не должна быть насилием над свободой. А свобода не имеет права быть аморальной. Так, безусловно, в идеале. А в жизни ложь и низость загромоздили дорогу искренности и честности. Это узловая идея Толстого, узловая идея фильма, отражённая в эпиграфе. Когда мы соучаствуем в дальнейшей жизни Наташи, мы словно проходим вместе путь самоочищения и возвышения.
5Фильм «Война и мир» прошёл с триумфом по всем экранам земного шара. Из воспоминаний Л.Савельевой о премьере фильма в Японии. Творческую делегацию составляли С.Бондарчук, И. Скобцева, В.Тихонов, Л. Савельева и директор картины Николай Иванов. «Мы объездили почти всю эту удивительную страну. – вспоминает Людмила Савельева, -Были дни, когда приходилось по пять раз выступать в разных теле-радио студиях. Когда должна была состояться премьера кинопоказа мы беспокоились, что зал будет пуст, т.к. в этот день над Токио пронёсся жестокий тайфун. Но сила урагана не смогла побороть желания японских зрителей увидеть фильм – зал был переполнен. Японское Министерство наградило фильм «Война и мир» особым призом. Показ нашей кинокартины был включён в школьные программы. После Японии состоялось ещё много поездок в разные страны. Франция, Бельгия, Западная Германия - это было шествие славы советского кинематографа».6 Одной из последних наград стал «Оскар» - приз Американской академии киноискусства. «Война и мир» получил его как лучший иностранный фильм, демонстрировавшийся в США в 1968 году.
«Война и мир» считается одним из наиболее масштабных проектов в мировой и советской кинематографии. Сегодня эта кинокартина считается классикой искусства кино. Фильм – киноэпопея «Война и мир» режиссёра С. Бондарчука пополнил Золотую коллекцию не только российской, но и мировой культуры искусства кинематографии.

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ