«Этот волшебный мир киносказки» АЛЕКСАНДР РОУ

Сколько же поколений детей выросло на сказках этого замечательного режиссёра! До сих пор когда эти сказки показывают на телеэкране мы не можем переключиться на другой канал, потому что заворожённо погружаемся в наивное, чистое, волшебное ,удивительно талантливое творческое пространство киносказки, созданное А. Роу.

 2

А. Роу родился 8 марта 1906, Юрьевец Костромской губернии (ныне — Ивановская область — 28 декабря 1973, Москва.

Советский кинорежиссёр, сценарист.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1961).

Народный артист РСФСР (13.03.1968).


Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию.

Его отцом был ирландец Артур Говард Роу (Rowe) — ирландский инженер, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство. Женился на гречанке. В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив в России семью. С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери — он торговал мелкой кустарной галантереей. Окончил семилетку и по совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году). Работал на киностудии «Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова и у других режиссёров. С 1937 года — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудии имени Горького).

Один из немногих отечественных режиссёров, посвятивших свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок.

Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить только имя Александра Птушко). Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле. Роу снял «Василису Прекрасную», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном», где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики.

3От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. У него был свой постоянный набор актёров, среди которых он старался распределить основных персонажей. А. Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.

Лучший фильм Александра Роу «Морозко» наглядно демонстрирует всё перечисленное выше. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.

1 а

Премьера сказки Роу «Кащей Бессметный» состоялась 9 мая 1945 года и естественно, воспринимался большинством зрителей как метафора завершившейся войны: победа над сказочным злом представлялась как победа над злом вполне конкретным. Фильм снимался в сложных условиях военного времени, съемки проходили в Алтайском крае и Таджикистане. Именно поэтому в ленте появились восточные мотивы – ковер-самолет и Булат Балагур, ставший другом главного героя фильма, русского богатыря Никиты Кожемяки, у которого злой Кащей похитил жену Марью Моревну. Кащея Бессмертного  блестяще сыграл  Георгий Милляр. Образ этого персонажа был основан на картине «Четыре всадника Апокалипсиса» Виктора Васнецова. Актер, только оправившийся от болезни, был тогда настолько худым и бледным, что, по воспоминаниям самого Милляра, на съемочной площадке его Кащея испугалась даже лошадь, на которой, по сюжету, должен был ехать сказочный персонаж.


В Золотом Фонде советского кино остались и такие фильмы   режиссёра сказочника  как:  «Марья – искусница» (1960), «Огонь, вода и медные трубы» (1968) и др.В 1993 году организован Фонд детского кино имени Александра Роу (Москва).
Умер Александр Артурович Роу  28 декабря 1973 года.  Похоронен великий режиссёр в Москве на Бабушкинском кладбище.

Сказки Александра Роу отличаются от современных киносказок тем, что они очень добрые, наполнены оптимизмом, верой в добро торжеством справедливости. В них нет жестокости и насилия. Все его фильмы вызывают лишь только положительные эмоции.

4

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ