Борислав Брондуков

Есть такие актерские имена при упоминании которых становиться светло и радостно на душе, а на вашем лице появляется веселая улыбка. Именно так с нами и происходит когда мы слышим имя Борислав Брондуков.

Родился он 1 марта 1938 года в селе Городищено, неподалеку от Киева.

Профессиональным актером Брондуков становиться не собирался. Окончив в 1960 году в Киеве строительный техникум, работал сначала прорабом на стройке, потом на заводе "Арсенал". А вот самодеятельность - да, уважал. Пел, танцевал и в народном театре играл. Друзья все время подначивали: "Давай, Борь, двигай в артисты!"

В 1961 году он поступил в Театральный институт имени И. Карпенко-Карого. Где-то на третьем курсе решил уйти из института. Товарищи снимались, а он нет. В 1965 году он все-таки закончил институт и начал сниматься в кино на киностудии им. Довженко. Каких только киноперсонажей нет в послужном списке Борислава Николаевича: крестьяне, бойцы, революционеры, предатели, воры, пьяницы, проходимцы, «недалекие» простаки. Алкоголиков, конечно, он сыграл немало – но какие же они разные! Брондуков вообще обладает этим редким качеством не повторяться, как бы малы ни были схожие роли – в профессии ли героя, в его социальном положении, в характере, нравственности, нравственности – у Брондукова они всегда разные. Взять хотя бы грузчика продовольственного магазина Федула из «Афони» (1975г). 2Личность напрочь опустившаяся, беспросветно бездуховная. Уже один его нелепый вид – небритый и не мытый, в замызганном халате, сандалиях на босу ногу, в какой-то дурацкой не то панаме не то шляпе на голове – дает представление о житейских потребностях этого жалкого субъекта. Брондуков блестяще живет в этом образе как актер яркой индивидуальности, всегда органичный, умеющий оправдать нелепую ситуацию, а иногда и несовершенство сценарных диалогов. Яркий актерский талант Борислав Николаевич продемонстрировал в фильме «Каменный крест» (1968г). Он исполнил трагедийную роль – вора. Зрители помнят его глаза наполненные тоскливой горечью. Он знал, что по гуцульским обычаям вор должен быть убит. И все-таки решился – от безысходной нищеты. Хозяин, к которому во двор он забрался, вместе с соседями садится за стол – выпить, чтоб не так страшно было убивать. И вора сажают с собой. Он пьет ненасытно, много, пытаясь заглушить в себе страх. И вдруг начинает петь – словно поминки по себе справляет.  Такой безысходностью веет от этой песни, а потом от желания приговоренного непременно поцеловать руку своего палача, от его слез, смешанных с улыбкой – словно бы он уже расстался с земными горестями, - так живо это передано Брондуковым, что просто сердце сжимается. За исполнение этой роли актер был награжден Почетным дипломом жюри Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.

3У Бориса Ивченко Брондуков снялся в фильме «Олеся» (1971г). Когда он прочитал сценарий фильма то просто загорелся желанием сыграть Ярмолу, показать тонкую душу этого человека и его великую любовь к Олесе. О любви в сценарии не было слов. Это надо было показать. Приходилось импровизировать и с этой задачей актер справился блестяще.

В повести А.Куприна, по которой была поставлена «Олеся», Ярмола показан самым бедным и ленивым мужиком в деревне. Он браконьер и беспечный бродяга, хотя где-то в глубине души добряк. Ярмола в фильме – человек благородной души, ненавязчивый в своей любви к Олесе, трогательный, готовый поступиться самым дорогим для себя чувством, лишь бы не причинить девушке неприятностей. В исполнении Брондукова это мудрый, все понимающий человек.

3аВ талантливой экранизации комедии Н.В.Гоголя «Женитьба», осуществленной в 1977 году режиссером В.Мельниковым, Борислав Николаевич сыграл роль пехотного офицера Анучкина. Худой, тщедушный, глуповатый Анучкин одержим одной страстью: жениться на женщине, говорящей по-французски и знакомой с обхождением высшего общества. Анучкин жалок и ничтожен, но Гоголь не был бы столь велик, если бы, кроме сарказма и иронии не вложил в этот образ свою боль за поруганного «маленького» человека. И как тут не вспомнить слова, сказанные однажды Брондуковым в ответ на вопрос, что для него было главным в одном из сыгранных им эпизодических персонажей: «Хотелось чтобы достоинство человеческое в зрителях отозвалось». Эти слова, безусловно, приложимы и к Анучкину, и к большинству созданных Брондуковым образов.

Режиссер Э.Лотяну, в фильме которого – «Табор уходит в небо» - Б.Брондуков сыграл роль цыгана Бучи, сказал однажды: «Я ищу не актера, я ищу личность. Люди, с которыми я работаю, должны в первую очередь интересны своим человеческим содержанием». Думается, что для многих режиссеров, с которыми довелось работать Брондукову, в первую очередь было интересно и определяло успех именно его человеческое содержание.

4Он сыграл огромное количество ролей. Мы помним его незабываемые актерские работы в сериале о Шерлоке Холмсе (режиссер И. Маслеников),  его роли в фильмах: «Спортлото 82», «Мы из джаза», «Зеленый фургон», «Вас ожидает гражданка Никанорова» и многие др. Суть его дарования не только в абсолютном чувстве правды в любой роли, но в каком-то неуловимом обаянии. Для каждого своего героя он находит поразительную достоверность в костюме, в репликах, интонациях, в ситуациях и общении с партнером. Похороны Б. Брондукова прошли 12 марта на Байковом кладбище в Киеве. Его похоронили рядом с Леонидом Быковым.

6

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ