Памяти А.С. Пушкина

10 февраля 2017 года одна из скорбных дат, отметивших 180 –год со дня смерти святыни русской культуры А.С.Пушкина. Тот памятник нерукотворный, созданный поэтом, вошёл в сердца всех, кто причастен не только к литературе, искусству, культуре, но и каждого живущего на земле, которая родила гения русской поэзии.

Дата 10 февраля 2017 года, также, обозначила ещё одно событие, ставшее достоянием русской литературы, русской памяти. 80 лет назад находясь во Франции, русский поэт М.Цветаева откликнулась на 100-летний скорбный юбилей А.С.Пушкина и издала своё неповторимое прозаическое творение «Мой Пушкин».

3
Две даты; два нерукотворных памятника творчеству Пушкина и творчеству Цветаевой. «Враждуют низы - горы сходятся» подвела итог Цветаева в своей статье «Поэт и время». Всю жизнь Марина Ивановна ощущала Пушкина своим современником, мудрым и весёлым спутником, она любила в нём всё, кроме его любви к Наталье Гончаровой, что, впрочем, понимая, прощала. Любила всего: от лицейских стихотворений до пушкинской прозы. Полностью понимая могучую реалистическую природу его искусства, она видела в нём романтика, ибо каждый поэт, по её убеждению, за редчайшим исключением, есть романтик чувства. В своём произведении «Мой Пушкин» М.Цветаева изложила множество таких суждений, которые мог сделать о поэте лишь поэт. В этом произведении о Пушкине Марина Ивановна проявила величайшее мастерство аналитической мысли. Только настоящий талант может по заслугам оценить и так искренне восхищаться талантом своего собрата. Цеховое братство – так бы мы назвали отношение поэта М.Цветаевой к своему коллеге по творческому цеху А.С.Пушкину. Ф.Г. Раневская как-то заметила: «Талант всегда тянется к таланту и только посредственность остаётся равнодушной, а иногда даже враждебной к таланту». У каждого из нас свой Пушкин. Впервые Цветаева услышала фамилию Пушкин в возрасте трёх лет. В комнате её матери была картина «Дуэль». 4

«Снег, чёрные прутья деревец, двое чёрных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а ещё один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между чёрных безлистных деревец убил. Первое, что я узнала о Пушкине, это то, что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил… Причины трагедии Цветаева, уже будучи поэтом, видит по- своему: «Мещанская трагедия обретала величие мифа. Да, по существу, третьего в этой дуэли и не было. Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики: поэт и чернь. Чернь, на этот раз в мундире кавалергарда, убила – поэта, а Гончарова, как и Николай I – всегда найдётся. Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили». В шесть лет маленькая Марина впервые посетила спектакль «Евгений Онегин». Ей запомнилось: «Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Оба стоят, и говорит только он всё время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю, что это – любовь… Пушкин меня заразил любовью. Словом – любовь… моя первая любовная сцена была не любовная. Он не любил (это я поняла), он говорил, она молчала, он не любил она любила, он ушел, она осталась, так что если поднять занавес – она одна стоит, а может быть опять сидит, потому что, стояла она только потому, что он стоял, а потом рухнула, и так будет сидеть вечно. Татьяна на той скамейке сидит вечно. Многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь, всегда первая писала – то только потому, что на заре моих дней Татьяна при свечке, на моих глазах, это сделала, и если я потом, когда уходили, не только не протягивала в след рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».

6

Образ Татьяны показан в романе в развитии. Путь от «девчонки» к «величавой светской женщине», пользующейся успехом «в вихре света». Образ замужней Татьяны дан Пушкиным как идеальное выражение истинно дворянской чести, семейных устоев. В борьбе любви-страсти и долга, Пушкин отвел подчиненное место влечению к моральному принципу. Целью своей жизни она нашла в служении семье, в обязательствах жены, матери. «У кого из народов - такая любовная героиня, - восхищается в своей книге М.Цветаева: смелая – и достойная, влюбленная – и непреклонная. В отповеди Татьяны нет ни тени мести… Все козыри были у нее в руках чтобы отомстить и свести его с ума, все козыри – чтобы унизить, втоптать в землю… Она всё это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю, к чему лукавить?». К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать к чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны – внятного, и опять она стоит в зачарованном кругу залы, как тогда в зачарованном кругу сада, - в зачарованном кругу своего любовного одиночества, тогда – не понадобившаяся, сейчас – вожделенная, и тогда и ныне – любящая и любимой быть не могущая. Все козыри были у нее в руках, но она не играла.

7

Образ Татьяны особенно отозвался в душе и судьбе поэта Марины Цветаевой. Влияние на судьбу – это влияние поэта на мировоззрение читателя. Но для этого необходимо иметь многое: дар, мощь, образность, наглядность, страстность речи. Поэты- это «апостолы» слова, которые умеют внушать читателю свои мысли и чувства, заражать своим настроением, взглядами, состоянием души. Силой такого воздействия отличаются гении. Пушкин – гений поэзии. Так, на гений Цветаевой повлиял гений Пушкина. 

На балу

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ