АЛЛА ТАРАСОВА

Алла Тарасова - сегодня это громкое имя знаменитой актрисы МХАТа известно, пожалуй, только искушённым театралам. А вот век ХХ гордился и благоговел перед именем звезды советского театра и кино.

Алла Константиновна Тарасова родилась 6 февраля в 1898 году в Киеве в семье профессора медицинского факультета Киевского университета Константина Прокофьевича Тарасова и Леониллы Николаевны. С 1906 по 1910 год училась в Киево-Печерской женской гимназии, затем в частной гимназии.

С 1914 года жила в Москве, училась в частной Школе драматического искусства Н.О. Массалитинова, Н.Г. Александрова и Н.А. Подгорного, посещала лекции в народном Университете А.Л. Шанявского. В 1916 году Школа была преобразована во Вторую студию Московского художественного театра.

3

С 1916 года играла в спектаклях Московского Художественного театра. Во время Гражданской войны с 1919 по 1922 годы, гастролировала с «Качаловской группой». Некоторое время жила в США. С 1923 гастролировала с труппой театра за границей. С 1925 постоянно работала в труппе МХАТа, в котором прослужила до конца своей жизни.

Слава пришла к Алле Тарасовой в 18 лет, когда она сыграла в спектакле по пьесе З.Н. Гиппиус «Зелёный круг». Особенный успех А.К. Тарасова имела в спектаклях, поставленных по пьесам А.П. Чехова.

С 1951 по 1955 год Алла Тарасова была директором МХАТа, с 1970 по 1973 год - председателем Совета старейшин МХАТа.

Актриса в последние годы посвящала себя работе с молодёжью, педагогической деятельности. С 1967 года - педагог в Школе-студии МХАТ (с 1968 - профессор).

6 копия

Она познала, поистине, всенародную славу, сыграв на сцене МХАТа Анну Каренину, а в фильме «Пётр Первый» царицу Екатерину. Своим актёрским исполнением она вызывала бурю рыданий и восторженных возгласов! Она осталась в памяти великой и недосягаемой, всенародной - не только по званию, а по самой своей сути. Не популярная - это слово для неё и мелко и неточно, а любимая, боготворимая! Кто они любимцы прежних времён? Какими они были? Благодарные поклонники считали встречу со своим кумиром - праздником, событием. Им любимым были открыты благодарные сердца, им безоглядно верили, у них искали нравственной поддержки, от них хотели слышать истину. Исследователи творчества А. Тарасовой писали: «Мировоззрение Тарасовой многое определяло в её искусстве. Она любила жизнь и всё хорошее, светлое в ней. Станиславский считал, что характер дарования Тарасовой повелевает ей искать красоту в жизни и накапливать её для сцены. Тарасова была убеждена, что искусство должно показывать прекрасные силы жизни. Оттого, играя самоубийство Катерины в «Грозе» Островского или Анны Карениной, она умела вселить в сознание зрителей веру в человека. Её внутренними чертами были бесстрашный и мудрый взгляд на жизнь, а внешними - естественная врождённая красота и обаяние женственности. Сама Тарасова говорила о себе так: Мне всегда хотелось воплотить лучшие черты русского женского характера - целостность натуры, прямоту, искренность, глубину и силу чувств». Героини Тарасовой были близки к извечному идеалу русской женщины, сложившемуся в народных представлениях. Они оставались собой в минуты счастья и не изменяли себе, когда приходило горе. О ней говорили, как об актрисе масштаба Ермоловой. О её ролях критика писала: «Тарасова берёт роль крупными кусками, она никогда не мельчит роль, её творчество пронизано оптимизмом, она - одна из самых трезвых, прямых честных актрис советского театра. Она питает отвращение ко всякой сентиментальности и не принимает «полутонов» в качестве принципа актёрской игры. Она захватывает роль глубоко и последовательно, не страшась больших размахов человеческих чувств, развёртывает биографию образа».

4

Память об ушедшей актрисе, сыгранных ею образах хранит ныне уже хрестоматийное творческое наследие. Её героини летели под колёса вагонов, бросались в воду, шли на эшафот, но они никогда не были раздавлены жизнью, никогда не склоняли своей гордой головы перед фальшью. Их лейтмотив - борьба за красоту жизни, за правду жизни, и любовь к жизни. 50-70 годы советского театра-это эпоха всенародной любви и колоссального интереса к театральному мастерству, к своим театральным кумирам. Именами кумиров зрители называли своих детей. Так, например, будущую знаменитую советскую кинозвезду Аллу Ларионову назвали именем Алла в честь кумира 50-х, актрисы МХАТА Аллы Тарасовой.

Алла Тарасова умерла 5 апреля 1973 года. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.

 2

Печать E-mail

Добавить комментарий

Публикуя комментарий, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.


Защитный код
Обновить

МЕСТА, ГДЕ ПРОХОДЯТ НАШИ СОБЫТИЯ